издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тайны покорения Арбата

  • Автор: Екатерина ЛИСТ

В январе 2004 года впервые иркутяне представили искушенной московской публике большую персональную экспозицию фотографий. Иркутский фотохудожник Олег Столяров разместил на Арбате в Староконюшенном переулке, где находится художественная галерея А3, выставку из 65 работ. Его черно-белые фотографии приглашают зрителя войти в мир особого искусства -- искусства светотени. Неповторимость и выразительность языка, точность и лаконичность художественных средств, используемых автором, создают атмосферу таинственности и внутреннего напряжения. Фотографии Олега Столярова проникнуты темпераментом и силой, от них веет свежестью. Свежестью уникального художественного видения.

Олег Столяров — человек, чье имя хорошо знакомо
иркутянам. Он председатель Иркутского
фотографического общества, областного отделения
Союза фотохудожников России, неоднократный лауреат
региональных, российских и международных выставок,
член Союза дизайнеров России.

Вот уже почти четверть века он занимается профессиональной
фотографией. И все так же по-прежнему просто и
незатейливо представляется при знакомстве:
«фотограф». Такое же простое и точное название носит
и его творческая мастерская — студия «Фотограф»,
которая была открыта в 1997 году и до сих пор
является единственной частной мастерской
художественной фотографии в Иркутске. Надо сказать,
что именно с постройки этой студии и началась его
«бурная фотографическая деятельность». Я взяла эти
слова в кавычки, ибо сам Олег Юрьевич считает, что просто
совпали место, время и усилия. Но на самом деле все
происходило совсем не «просто». Начать хотя бы с
того, что студию он строил своими руками,
дальше студия в свою очередь помогала ему
реализовывать творческие планы и силы. Конечно,
раньше тоже в его жизни была фотография, но с
появлением студии само творчество стало
другим. Сейчас для Олега студия — перекресток.
Мыслей, людей, судеб. Место, где
рождается творчество, где он оттачивает свое
мастерство и творит искусство. Для гостей это
прежде всего дом, где любят людей и фотографию. Так
незаметно студия «Фотограф» стала фотографическим
клубом.

За многие годы профессиональной практики Олег Юрьевич
пробовал себя в разных жанрах фотографии, но основным и
любимым стал для него портрет. Сегодня это
черно-белый портрет. Олег считает, что сопереживание
с портретируемым, когда фотограф как бы
перевоплощается и испытывает с ним одни эмоции, —
залог удачного портрета. Фотографическое творчество
Олега Столярова вызывает интерес, привлекая особой
эстетической тонкостью и глубиной образов —
своеобразных и одновременно близких нам своим
общечеловеческим содержанием. Одним из наиболее
характерных для этого фотографа приемов в творчестве
является так называемый «низкий ключ». Особенностью
такого приема является «погружение» фона и
второстепенных деталей снимка в густую тень, из
бесконечности и таинственности которой появляются
персонажи фотографий; таким образом художник
придает особенную емкость и образность своим работам.

На Востоке говорят: «Создавая тень, мы творим
красоту в местах самых прозаических». Вглядываясь в
мрак фотографического пространства и зная, что там
всего лишь тень, тем не менее чувствуешь, как будто
воздух притаился в них, как будто тишина вечности
владеет темными углами этих фотографий. Тень уводит
прочь все лишнее, все внешние чувства. Солнечные
лучи бессильны освещать предметы на снимках — они
способны только выделять акценты в них. Это
обостряет восприятие. Каждая работа Олега Юрьевича
имеет свой нюанс «светоносности». Мастер
вызывает к жизни постепенно утрачиваемый нами мир
тени и тайны. Отведя на второй план то, что слишком
выставлено напоказ, притушив ненужный блеск, мы
сможем увидеть тот самый грезящий свет в глубине,
свет одушевляющий и озаряющий темноту, — это и будет
истина.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры