издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Подарить людям праздник

  • Автор: Софья ПОБЛИНКОВА, музыковед

Нынешний год для Иркутской филармонии отмечен сразу несколькими датами - ее 65-летием, а также 45-летием губернаторского симфонического оркестра. Рубежным нынешний сезон стал и для известного аккордеониста Александра Чудновского - 15 лет он является солистом Иркутской филармонии. За это время накоплен обширный репертуар: от старинной музыки (Бах, Дакен, Скарлатти), классики XIX века (Монти, Чайковский, Рубинштейн) до произведений композиторов XX века (Альбенис, Пьяццолла, Цфасман, Дунаевский). Для творческого пути артиста 15 лет - срок немалый. Недавний сольный концерт Александра Чудновского, прошедший на сцене филармонии, показал, как окреп его талант, отточилось мастерство. При этом он сохранил то удивительное артистическое качество, которым обладал с юности, - умение создавать атмосферу праздника в зале. Будничность - понятие, не совместимое с творчеством. Каждый выход Чудновского на сцену - это акт творчества, непосредственного взаимодействия с аудиторией. Не раз во время ведения концерта мне приходилось наблюдать, как просветлялись лица, теплел взгляд людей, только что погруженных в повседневные проблемы. Далеко не каждый профессионал владеет подобным искусством.

Ему знакома не только родная филармоническая сцена, но и концертные площадки
Читы, Красноярска, Кемерова, Норильска, Новокузнецка, Улан-Удэ, Воронежа, Тамбова,
Самары, Тулы, Челябинска; городов Германии, Финляндии, Монголии, Китая, Израиля.
Разумеется, в этом списке и крупные города, и самые отдаленные уголки Иркутской
области. Совсем недавно обширная гастрольная география А.Чудновского пополнилась
еще одним пунктом. В начале марта он вернулся из Барнаула, где прошел его сольный
концерт. Гастроли состоялись благодаря Ассоциации концертных организаций Сибири
(КОРСИ) (напомню читателям, что именно эта программа позволила иркутянам
услышать новосибирский ансамбль ранней музыки «INSULA MAGICA»).

Мы попросили Александра поделиться своими впечатлениями о поездке. Кроме
того, 15 лет хоть и не круглая дата, но определенный рубеж, повод для подведения итогов
и более обстоятельного разговора.

— Александр, как встретила вас барнаульская публика?

— Очень тепло. Буквально за несколько дней до моего приезда в Барнауле прошел
концерт Владимира Зубицкого. Это известный баянист, композитор, сейчас он живет в
Италии, проводит всевозможные конкурсы, фестивали (кстати, на одном из них иркутский
ансамбль народных инструментов «Байкал-квартет» получил Гран-при). Приятно, что был
проявлен интерес к моему выступлению. В зале находилось много музыкантов, педагогов
Барнаульского музыкального училища. На следующий после концерта день в училище
состоялась моя встреча со студентами и преподавателями. Зав. отделением народных
инструментов Юрий Крикун сам аккордеонист. Кстати, я слушал запись его исполнения
— хороший профессиональный уровень.

— Что вообще можно сказать о современной аккордеонной исполнительской
школе, как бы вы оценили уровень своих коллег из других городов?

— Радует, что в регионе достаточно музыкантов, профессионально владеющих
инструментом. Это Александр Шендрик из Красноярска, читинец Александр Конончук,
Юрий Крикун из Барнаула, которого я уже упоминал. Я знаю, что в Омске сильная
аккордеонная школа.

— Ваши авторитеты в профессии?

— У нас два мэтра — Юрий Дранга и Валерий Ковтун. Юрий Дранга известен как
академический исполнитель, а Ковтун — эстрадный аккордеонист.

— Любопытно, какой стиль ближе вам? В вашем репертуаре есть и
классические произведения, и эстрада.

— Я с удовольствием играю и то, и другое. Наша работа предполагает исполнение
классической музыки, ведь просветительство — это важная часть профессии
филармонического артиста. Мы часто выступаем в музыкальных школах и для учащихся,
и для педагогов. В то же время на наших концертах присутствует самая разная
аудитория. Эстраду хорошо воспринимают и любители, и профессионалы.

— Часто в своих концертах вы используете фонограмму. Находятся такие
недоверчивые слушатели, которые считают себя жертвами обмана, кричат: «Дайте
живой звук!» Я сама была свидетелем подобного.

— Я использую так называемую фонограмму — минус. На солирующий голос
накладывается записанный заранее аккомпанемент. К сожалению, в нынешних условиях
содержать коллектив музыкантов сложно, поэтому фонограмма — своеобразный
выход из этой ситуации.

— Хорошее качество аранжировок — это результат чьей-то профессиональной
помощи?

— Конечно. Я обращаюсь к профессиональным аранжировщикам, которые
помогают воплощать мои творческие идеи. Это Юрий и Александр Алексеевы.

— Как вы пришли в профессию и с чем связан выбор инструмента.
Почему не баян или, скажем, не скрипка, не фортепиано?

— В музыкальную школу меня привели родители. Сами они к музыке отношения не
имеют. Я поступил в Центральную школу искусств, которая располагалась тогда еще в
старом здании на ул. Ст. Разина. На выбор предложили несколько инструментов.
Аккордеон понравился чисто визуально. После окончания школы
же стало ясно, что буду поступать в училище искусств.

— Следующий этап — Красноярский институт искусств. Кто ваши педагоги?

— Мой школьный учитель — Виктор Александрович Мосинцев, училищный педагог —
Геннадий Николаевич Моисеев, в институте — Игорь Александрович Гербер.

— И последний вопрос. Есть ли какие-то планы на будущее?

— Возможно, в следующем сезоне состоится поездка в Томск, сейчас ведутся
переговоры. В Барнауле на будущий год мне предложили участвовать в фестивале,
посвященном творчеству Астора Пьяццоллы: в качестве украшения концертной
программы (улыбается).

— Что ж, искренне желаю, чтобы все ваши планы осуществились, чтобы
расширялся круг ваших поклонников и никогда не покидало творческое
вдохновение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры