издательская группа
Восточно-Сибирская правда

К вам едет ревизор

Принят закон, расширяющий полномочия контрольно-счетной палаты Иркутской области В конце марта Законодательным собранием области принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Иркутской области "О контрольно-счетной палате области". О том, чем вызвано появление нового документа и как сегодня работает главный контрольный орган области, рассказывает председатель КСП Василий МИТРОФАНОВ.

— Основные задачи нашего ведомства проистекают из его
названия. Аудиторы КСП осуществляют контроль за целевым и
эффективным использованием средств областного бюджета и
бюджетов территориальных государственных внебюджетных
фондов. В их компетенции находятся вопросы, связанные с
расходованием средств, поступивших из областной казны в
местные бюджеты, выделенных на реализацию программ
социально-экономического развития области, целевых
государственных программ. В круг задач КСП входит также
контроль за распоряжением областной государственной
собственностью и ее эффективным использованием в интересах
всего населения.

Задачи это непростые, их решение требует от аудиторов
глубокого знания бюджетного законодательства, бухгалтерского
учета, экономики и юриспруденции. Сотрудники палаты проверяют
деятельность предприятий и организаций, расходующих
бюджетные деньги, выявляют недостатки, определяют степень
эффективности распоряжения средствами, они выносят
заключения, а также разрабатывают рекомендации. Результаты
проверок аудиторов поступают к губернатору Иркутской области, в
Законодательное собрание для принятия соответствующего
решения. В случае необходимости с результатами нашей работы
знакомятся правоохранительные органы.

Роль государственного финансового контроля для развития
экономики и социальной сферы области с каждым годом
возрастает. В бюджетной сфере находятся огромные средства,
которые являются достоянием всех жителей Прибайкалья. Их
разумное, правильное, или, как принято говорить, целевое,
использование является важным условием подъема жизненного
уровня населения.

К сожалению, мы постоянно сталкиваемся с фактами прямо
противоположного свойства. Только в 2003 году выявлено более
310 миллионов рублей, израсходованных не по целевому
назначению. Более половины этой суммы приходится на бюджеты
муниципальных образований. Объем неэффективно
использованных бюджетных средств составил в прошедшем году
около 600 миллионов. Величина упущенной выгоды, выраженная в
недополученных в доходную часть бюджета денежных средствах,
составила более 450 миллионов рублей.

Это, конечно, не говорит о том, что все эти активы стали
добычей мошенников. Но результаты нашей работы ярко
свидетельствуют о низкой бюджетной дисциплине, халатном
отношении к общественному достоянию. На усиление борьбы с
этими явлениями и нацелены изменения в законе, которым
контрольно-счетная палата руководствовалась в своей деятельности
с 1996 года.

Они коснулись в первую очередь расширения полномочий и
усиления роли КСП в соблюдении бюджетного законодательства,
правильном расходовании средств. Очень важно, что в законе за
контрольно-счетной палатой закреплен принцип независимости.

Соответственно, шире стали полномочия и возможности аудиторов
палаты. Они имеют право беспрепятственно посещать
государственные органы, органы местного самоуправления,
организации, независимо от форм собственности. В ходе проверок
им обязаны обеспечить доступ ко всем необходимым для проверки
и ревизии документам.

Немаловажным обстоятельством является и тот факт, что
должность аудитора счетной палаты сохранена в ранге областной
государственной должности категории «А». Это, несомненно,
не только повышает требования к нашим сотрудникам, но и дает им
возможность чувствовать себя увереннее, опираясь на значительно
более высокий статус и соответствующие полномочия.

В новом законе получили закрепление некоторые особенности
нашей внутренней работы, связанные с регламентом контрольно-
счетной палаты. Отдельной статьей прописаны права и обязанности
коллегии КСП.
Коллегия согласовывает порядок и правила проверок и ревизий,
рассматривает отчеты аудиторов. Она стремится к широкой
гласности и может принять решение о присутствии на своем
заседании представителей СМИ.

Предоставленные полномочия и укрепившийся статус
позволят КСП Иркутской области шире развивать сотрудничество
со Счетной палатой Российской Федерации, Ассоциацией
контрольно-счетных органов РФ. Здесь ценят сильных партнеров и
привлекают их к серьезным проверкам. Огромную помощь окажут
нам в контроле за расходованием средств областной казны опыт и
знания наших коллег федерального уровня.

Новым законом предусмотрена повышенная ответственность
контрольно-счетной палаты за результаты своей работы перед
Законодательным собранием. Кому много дано, с того много и
спрашивается. Я уверен, что мы сумеем использовать свои
полномочия и накопленный опыт для решительного изменения
ситуации в сфере использования бюджетных средств.

В этом убеждают результаты нашей работы за восемь лет
существования КСП. Наши проверки носят все более
квалифицированный и глубокий характер, а рекомендации
аудиторов палаты стали основой многих серьезных решений и
принципиальных выводов. Только в 2003 году в Законодательное
собрание и структурные подразделения областной администрации
было направлено более 170 различных заключений, актов,
информационно-аналитических записок, касающихся всех сфер
экономического и социального развития области, содержащих
выводы и предложения по укреплению бюджетной дисциплины. В
результате в областную казну возвращено около 180 миллионов
рублей финансовых средств.

Думаю, деятельность КСП сыграла не последнюю роль в том,
что за последнее время размеры нарушений в расходовании
бюджетных средств и распоряжении областной собственностью
снизились. Этому способствовало наше тесное сотрудничество с
областным финансовым управлением, хороших результатов мы
ждем от реализации соглашения о сотрудничестве, которое
подписано с управлением по налоговым преступлениям ГУВД
Иркутской области.

Новое законодательство о КСП — хорошее подспорье в нашей
работе. Мы благодарны депутатам Законодательного собрания,
которые вдумчиво и принципиально подошли к работе над этим
законопроектом, за поддержку со стороны исполнительной власти
области. Теперь нам предстоит делать одно дело — бороться с теми,
кто не прочь запустить руку в областную казну, и добиваться,
чтобы общественное богатство использовалось на благо всех
жителей Прибайкалья.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры