издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Время выбрало нас

  • Автор: Геннадий ИСТОМИН, председатель ЗС Иркутской области

!I1! — Геннадий Васильевич, расскажите о процессе становления законодательной власти в
Иркутской области, проблемах, тенденциях.

— Мне действительно интересно говорить на эту тему, потому что я с первого дня работаю в
Законодательном собрании. На первой сессии я был избран заместителем председателя,
поэтому весь процесс проходил у меня на глазах и события тех лет свежи в
памяти. Это было время становления парламентаризма в нашем регионе и во всей
стране в целом, мы учились работать в новой законодательной системе. И если
говорить в целом о работе Законодательного собрания за прошедшие годы, то я бы
сказал одно: мы решали задачи, которые ставила перед нами жизнь. Причем
задачи менялись так же, как менялось время, и каждый раз приходилось на них
реагировать и принимать решение. Это была интересная,
продуктивная работа, результаты которой позитивно сказались
на развитии экономики и жизни людей.

— Сейчас депутатам приходится решать не менее важные проблемы.
Расскажите о них.

— Во-первых, сегодня нам необходимо рассмотреть вопрос реформирования местного
самоуправления. Это очень сложная проблема, федеральный законодатель не
определился до конца, каким образом эта реформа должна проводиться, не внесены
изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Вместе с тем базовый закон о реформе
местного самоуправления уже принят. Так что в этой сфере работы будет очень много.

Следующая проблема — это развитие строительного комплекса на территории
Иркутской области. Мы сегодня понимаем, что плестись в конце Сибирского
федерального округа по вводу жилья и при этом иметь такие высокие цены —
для нас просто недопустимо.

В условиях проходящей сегодня административной реформы назрела необходимость
говорить о системе общественного контроля за деятельностью всех органов власти,
начиная с федеральной и кончая поселковой. Проводимые нами проверки по
использованию государственной собственности, финансовых ресурсов, говорят о том,
что многие люди перестали чувствовать ответственность, они посчитали, что сегодня
вся власть у них в руках и они могут делать все, что угодно. Я думаю, мы сейчас
должны привлечь население к участию в контроле над деятельностью власти. Этот
вопрос надо решать не только в масштабе области, но и в целом на территории
Российской Федерации. Так что само время ставит перед нами задачи. Важно глубоко
вникать в суть вещей и оперативно реагировать.

— Как повлияло Законодательное собрание на социально-экономическую жизнь региона,
какие законодательные акты оказались наиболее значимыми в этой сфере?

— Законодательное собрание как орган государственной власти любым своим решением,
любым законом в той или иной степени влияет на социально-экономическую жизнь
области. Но если говорить о наиболее интересных и важных, на мой взгляд,
нормативно-правовых актах, то, в первую очередь, это Программа социально-
экономического развития Прибайкалья. Принятие такого документа на сессии — очень
важное событие. Ведь программа, которая принята в форме закона, обязательно должна
выполняться всеми хозяйствующими субъектами, расположенными на территории
Иркутской области.

Еще один, немаловажный, на мой взгляд, законопроект, принятый областным
парламентом, касается социальных программ. В нем речь идет о том, что все
социальные программы, которые разрабатываются на территории Иркутской области,
должны утверждаться на сессии Законодательного собрания. Мы посчитали
необходимым это сделать, поскольку требуется система контроля со стороны
депутатского корпуса за использованием тех средств, которые выделяются по
программам. Ведь это весьма значительные суммы, исчисляемые миллиардами рублей.
Не менее важным я считаю законопроект о квотировании рабочих мест для инвалидов.
На территории Иркутской области проживает 170 тысяч людей с ограниченными
возможностями. Они нуждаются в социальной защите. Важный шаг в этом
направлении сделало Законодательное собрание, приняв закон, о котором я уже сказал.

— А как вы работаете с законопроектами, повышаете их качество?

— За 10 лет было очень много законопроектов разного рода, хороших и плохих,
недоработанных в полном объеме. Сейчас мы взяли за практику внедрение системы
контроля. Сначала мы закон принимаем, а спустя полгода запрашиваем информацию с
территорий муниципальных образований, проводим проверки, как этот закон
исполняется. И уже на основе полученной информации и правоприменительной
практики вносим изменения. Так было с законами «О социальной политике и мерах
дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период
реформирования жилищно-коммунального хозяйства», «Об административной
ответственности в сфере нарушения благоустройства городов и других населенных
пунктов» и рядом других документов.

!I2! — Расскажите, как складываются отношения Законодательного собрания с
исполнительной властью?

— Отношения депутатов первого и второго созывов с исполнительной властью
складывались как вполне конструктивные, на основе взаимного
уважения. Конечно, на сессиях были горячие споры, но при этом мы всегда понимали,
что вместе отвечаем за положение дел на территории Иркутской области.
Третий созыв начался с противостояния, когда депутатский корпус практически был
расколот. Причем люди были больше разделены не по каким-то политическим
мотивам, а по лояльности или нелояльности к исполнительной власти. В
результате, когда возникал спорный вопрос на заседаниях сессии, любое предложение
одной группы депутатов воспринималось негативно другой группой. Это очень сильно
мешало работе.

Сейчас взаимоотношения с исполнительной властью наладились. И, на мой взгляд,
нет нужды спорить о том, кто главный, поскольку обе ветви власти заинтересованы в
том, чтобы на территории субъекта РФ решались жизненно важные для населения
вопросы. Так что сейчас у нас складываются в целом конструктивные отношения.
Остаются, конечно, вопросы, по которым как представительная, так и исполнительная
власть занимают разные позиции, но возможность достигнуть взаимопонимания
существует.

— Каким вы видите Законодательное собрание четвертого созыва?

— Следующий созыв, конечно же, будет отличаться от нынешнего. Он будет построен на
системе партийной дисциплины, партийной ответственности, потому что впервые в
Законодательное собрание будут избраны депутаты, прошедшие по партийным
спискам. Кроме того, каждая партия постарается провести по 22 одномандатным
округам своих представителей, набирая таким образом контрольный пакет. Приход в
областной парламент представителей партий потребует другого мышления и другой
системы работы.

Необходимо определиться, каким образом рассматривать решения,
которые будут приниматься партийными фракциями, как найти консенсус между
разными партиями и разными точками зрения. Это очень важно для того, чтобы
Законодательное собрание работало как единый слаженный механизм.

Еще один вопрос, который предстоит решить следующему созыву: выстраивание системы
взаимоотношений с органами местного самоуправления. После проведения реформы
местного самоуправления в области появится 250 образований поселкового уровня и
будет избрано около 5000 депутатов. И систему взаимоотношений между депутатами
Законодательного собрания и депутатами поселковых образований новому созыву надо
будет выстраивать через разные механизмы: работу координационного совета по
местному самоуправлению, проведение семинаров, участие
областных парламентариев в заседаниях
поселковых, городских и районных Дум.

Кроме того, будущему ЗС придется принимать решение об административной реформе
и о реформе государственных служб. Необходимо будет отработать создание
нормативной базы нового субъекта РФ, созданного в результате
объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа,
придется организовывать работу властей на переходный период после референдума до
выборов главы объединенного субъекта.

Так что на следующий созыв Законодательного собрания возложены большие задачи.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры