издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Людмила Стрижова: "Жить, а не выживать!"

75-летие Иркутский ТЮЗ встретил на подъеме: губернаторская премия за спектакль "А зори здесь тихие", успешные гастроли во Владивостоке, серебряный диплом на Международном театральном форуме "Витязь" в Москве за постановку "Прощания с Матерой". В этих победах немалый вклад супружеской пары -- ведущего режиссера театра Александра Ищенко и заслуженной артистки России Людмилы Стрижовой. В нынешнем году в артистической семье два юбилея: весной у Александра, а осенью у Людмилы. О судьбе театра и актерской профессии рассказала Людмила Стрижова на встрече с нашим корреспондентом Натальей ДЬЯЧЕНКО.

— Людмила Ивановна, сегодня стало модным на сцене поражать
зрителя шокирующими новациями. А Иркутский ТЮЗ сохраняет
традиции реализма, верность классике. Кто прав?

— Россия меняется, бурлит, вынося на поверхность не
только обновление, но и мусор вседозволенности, который
не фильтруется совестью. Театр, как чуткий барометр
времени, в тревожных метаниях. Как вся наша нынешняя
жизнь, он нередко зашкаливает на беспределе. Голый формализм,
«раскрепощенность» до неприличия, копание в низменном
— унижают.

Пора поворачивать голову к ясности, к светлому, защищать
лучшее в человеке, а не оскорблять душу. Наш театр спасают герои
Вампилова, Шукшина, Распутина. Они — от народных корней,
отстаивают любовь и добро. Как говорил великий Товстоногов,
«театр — это разговор с совестью!»

Многие тянутся к нашим спектаклям, потому что они согревают
сердце. Когда в зрительный зал приходят «наши солнышки»,
как мы зовем маленьких зрителей, в их чистых глазах
видится неистребимое ожидание справедливости.

— Идут разговоры, что театр юного зрителя должен иметь
только детский репертуар, а вы как думаете?

— Категорически не согласна. С ранних лет мы ведем
зрителя в чудесный мир театра. И что же, останавливаться
на полпути? Должна быть преемственность, в том числе
и в отстаивании принципов. И если утром наши сказки
зовут к добру, то и вечером сомнительными экспериментами
нельзя отторгать подростков от высоких чувств.

Одни театры ищут новые формы, другие блистают знаменитостями,
для меня важнее традиции реалистического театра. Отойдет
шелуха ложного искательства. Совесть не позволит человеку
отказаться от вечного.

Владыка Вадим, напутствуя наш театр, сказал: «Пусть
вам помогают ваши искания!»

— Профессия артистов особенная, они как маяки для людей.
Всегда интересно, какие дороги приводят на сцену?

— Я родилась на станции Иннокентьевская в большой семье,
жили скромно, но тепло и душевно, все любили петь. Сегодня,
бывая на родной земле, а, слава богу, это рядом, всегда
чувствую себя счастливой, подпитываюсь доброй энергией.

В школе я прославилась как певунья, и все советовали «идти
в артистки». Сразу поехала в Москву, где не взяли из-за
«несценической» внешности. Были сомнения: а смогу ли
стать артисткой? Пробовала учиться в пединституте,
политехническом и все же оказалась в Иркутском театральном
училище.

После учебы пригласили в Томский драмтеатр, но вскоре
вернулась в Иркутский ТЮЗ, где позже и встретила свою
судьбу — Александра Валерьяновича Ищенко. Режиссерские
дороги мужа привели нас сначала в Семипалатинский театр,
а потом в Новокузнецкий. В 1988 году мужа пригласили
в Иркутск, и я с радостью вернулась домой. В общем, вышло
у меня, как в поговорке: «Где человек родился, там и
сгодился».

— Ваши героини, как, например, Дарья в спектакле «Прощание
с Матерой», потрясают до слез, они по-настоящему народны.
Вы смело смотрите в глаза зрителей, призывая их к сопереживанию.
Откуда такая вера в людей?

— Спасибо на добром слове! Юность среди простых людей,
чутье педагогов рано привели меня к возрастным ролям,
которые помогли разобраться с истинными ценностями.
Во многом мне помог муж, а вернее режиссер Ищенко, он
упрочил мою веру в себя.

Мой актерский путь — подарок судьбы. От доброй Кормилицы
в «Ромео и Джульетте», простодушной Нади в спектакле
«Любовь и голуби» и неудачливой Ани Хороших в пьесе
«Прошлым летом в Чулимске» до вселенски мудрой Дарьи
в «Прощании с Матерой», сильной духом Анны в «Последнем
сроке». Эти героини мне как родные, потому что отстаивают
правду и справедливость.

— В спектакле «Странная миссис Сэвидж» вы создали теплый,
пронзительный образ богатой американки, опровергнув,
что ваше амплуа — простые женщины из народа. В чем
секреты актерской удачи?

— Всегда вдохновляют герои, у которых есть душа, и
не важны их национальность, социальное положение, пусть
хоть это моя баба Яга, как в спектакле «До третьих петухов».
Часто ярче выразить образ мне помогает песня. У нас
вообще в театре многие хорошо поют: Нина Олькова, Лена
Ивочкина, Наташа Маламуд, Лена Константинова…

Шаляпин говорил: «Актер — это искра божия и труд».
А если проще, актерский талант — это способность к
глубокому состраданию, терпению, наблюдательности и
выносливости. От природы должен быть мощный темперамент.
Немаловажно и руководство хорошего режиссера.

У артиста должна быть вера, нельзя идти к людям с пустотой
внутри. Мне, например, трудно включаться в роли, которые
идут вразрез с моими личными человеческими устоями,
всегда тянет родное и близкое.

— У вас напряженный ритм на работе, утром и вечером
спектакли. А как отдыхаете, что увлекает вне стен театра?

— Сколько живу, всегда пою. Любимые песни на стихи
Рубцова, Есенина, немало хороших песен из советских
времен. Захватывают сердце заволокинские мелодии. Очень
люблю участвовать в Иннокентьевских чтениях, где тоже
иногда пою. Друзья уговаривают сделать записи моих песен,
выступить с концертом.

С удовольствием занимаюсь со школьниками в кружке художественного
слова, участвуем с детьми в конкурсах. Недавно огорчилась,
услышав от учительницы: «Да кому нужны сегодня эти конкурсы?».
А я считаю, что без любви к языку не бывает полноценной
любви к «пространству, в котором мы живем», как точно
выразился Никита Михалков.

— Как быть, когда много катастрофических настроений
и все говорят о «выживании»? Кого винить?

— Не туда смотрим, в этом и беды, а значит, во многом
и сами виноваты!

Да перечитайте гоголевского «Тараса Бульбу», как потрясают
слова о товариществе, о любви к Родине! Восхититесь
Иваном Шмелевым, его гениальным «Летом Господним». Наши
предки умели жить и радоваться светлому, разрешать противоречия
по-православному, раскаиваясь и прощая, смиряясь и милосердствуя.
Разделите боль и переживание Шукшина, Распутина за судьбы
России. Все лучшее в нашем народе помогает жить совестливо.

Многие сегодня идут в храмы, к заветным уголкам России-матушки.
Давно я мечтаю о путешествиях по святым местам.

Вот говорят, что надо как-то — нет, не жить — выживать.
По моему мнению, «выживают» те, кто гонится за материальным
комфортом, не понимая, что «лестница вверх ведет вниз».
Духовные устремления позволяют жить с миром в душе.
Так давайте жить, а не выживать! Люблю пословицу: «Кто
малым доволен, у бога не забыт».

Так размышляет о жизни и искусстве заслуженная артистка
России Людмила Стрижова, воительница театра, духовница
по внутренней сути, утверждающая свою правду высоким
мастерством.

Весна и оптимизм собеседницы, ее хорошая русская фамилия
напомнили о народной примете: стрижи высоко в небе
— к хорошей погоде!

Дай же Бог хорошей погоды юбилярам и Иркутскому театру
юного зрителя!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры