издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Скачки с барьерами

  • Автор: Юрий БАГАЕВ, "Восточно-Сибирская правда"

Проект закона «О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях» преодолел в Государственной Думе
барьер второго чтения. Взял он его довольно легко, собрав 310
голосов при необходимых 226.

Стоит напомнить, что первая редакция этого законопроекта
вызвала вполне оправданное негодование как с правого, так и с
левого политического фланга. Родившийся еще в недрах
отправленного президентом Путиным в отставку правительства,
предложенный на утверждение парламентариям вариант был
напичкан всякого рода уловками, призванными обуздать митинговую
стихию, если вдруг она разыграется на просторах Отечества.

Удивительно, что Госдума не нашла в себе сил поставить заслон
попыткам ограничить права и свободы граждан еще на первом этапе,
и за нее это пришлось делать российской общественности и прессе. О
драконовских мерах, предусмотренных законом, писала и «Восточно-
Сибирская правда», подчеркивая, что запрет на проведение митингов
и демонстраций вблизи зданий, где расположены органы
государственной власти, делает проявления политической
активности граждан малоэффективными и способен загнать эту
самую активность в глухое подполье. В результате в дело вмешался
глава государства, который заявил, что с принятием законопроекта
думцы поторопились, и выразил надежду, что во втором чтении они
свои ошибки исправят.

Депутаты энергично взялись за дело и внесли более 400
поправок, из которых во втором чтении было принято 125. Теперь
любители митингов и демонстраций могут вздохнуть свободно. Они
наделены правом выражать свои требования в непосредственной
близости от тех, кому эти требования адресованы, — запрет на
пикетирование мест расположения органов исполнительной и
законодательной власти снят. Кроме того, восторжествовал не
разрешительный, а уведомительный принцип при проведении
массовых акций трудящихся. Организаторам демонстраций не нужно
просить соизволения у власти, достаточно уведомить последнюю о
своем намерении выйти на улицу в такой-то час и в таком-то месте.
Наконец, продлено время для проявления гражданами своей
политической активности. Теперь оно ограничивается вполне
разумными рамками, а не куцым отрезком дня, как
предусматривалось в первоначальном варианте.

Что и говорить, депутаты вняли голосу рассудка, но, если так
можно выразиться, не до конца его расслышали. Они оставили в
законопроекте положение, в соответствии с которым ответственность
за соблюдение общественного порядка во время митинга или
демонстрации возлагается на организаторов акции. Таким образом,
если к мирно митингующим пенсионерам неожиданно примкнут
возбужденные фанаты какого-нибудь спортивного клуба, то
ответственность за учиненные ими беспорядки ляжет на плечи
ветеранов труда.

Между тем во всем мире за дисциплиной во время шествий
следят те, кому это положено в силу профессиональных обязанностей,
— милиционеры или полицейские. Другое дело, что трудовые затраты
соответствующих органов оплачивают организаторы акций.
Согласитесь, это более справедливо, чем подвергать ни в чем не
повинных демонстрантов опасности быть спровоцированными на
беспорядки, а потом еще и отвечать за это перед законом.

В целом же можно сказать, что под давлением общественного
мнения гражданские права и свободы вернулись на страницы
законопроекта, которому еще предстоит преодолеть барьер третьего
чтения. Похоже, он сделает это без особых проблем, поскольку
основные препятствия уже позади. Тем более что президент Путин в
недавнем Послании к Федеральному Собранию подчеркнул, что
успешные экономические реформы в стране невозможны без
развития гражданского общества, и эти два процесса должны идти
одновременно, не тормозя друг друга.

Отметим, что без упоминания о необходимости укрепления
демократии, развития политической активности граждан не обходится в
последнее время ни одно значительное выступление президента. В
связи с этим непонятно, как намеревается строить свои отношения с
этими самыми гражданами российское правительство, озаботившееся
разработкой регламента своей работы. Журналисты, сумевшие
познакомиться с первым вариантом этого документа, отметили, что
он сильно напоминает пересмотренный Думой закон о митингах и
демонстрациях. Регламент существенно ограничивает возможность
получения информации о деятельности правительства, поскольку
запрещает чиновникам комментировать работу над проектами
решений без вышестоящих указаний, высказывать свое мнение и
раскрывать другие «государственные тайны». Если бы намерение
российской власти отгородиться от общества было уже реализовано,
мы бы, наверное, не узнали о замыслах правительства заменить
льготы ветеранам прямыми денежными выплатами и о других
последних новациях, касающихся миллионов людей.

Вопрос о том, зачем создаются дополнительные барьеры во
взаимоотношениях власти и общества, остается пока риторическим.
Может быть, затем, чтобы потом их успешно преодолевать,
демонстрируя готовность прислушаться к мнению возмущенных
граждан? Не лучше ли не делать этого вовсе, чтобы не устраивать
скачек с барьерами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры