издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Фестиваль бамовских идеалистов

  • Автор: Сергей ЗАХАРЯН

БАМу - 30 лет. И почти столько же - движению любительских театров на БАМе. Начало этого движения связано с именем Анатолия Байкова и его легендарным театром "Молодая гвардия", продвигавшимся вместе с дорогой от одной новой станции к другой.

Сейчас с дипломов фестиваля «Театральная весна на БАМе»
глядит красивое молодое улыбающееся лицо Анатолия Байкова. После,
увы, ранней смерти «отца-основателя» фестиваль сошел на нет, но теперь,
через много лет, все же возобновился — наверное, как реакция на все
большее бездушие надвинувшейся «цивилизации».

В 1996 году усилиями Василия Тура, тогда заведующего отделом
культуры в Казачинском, возник поначалу районный смотр
возрождающихся театров, а в 1999 году усилиями областного центра
народного творчества и досуга, а также главного специалиста по
любительским театрам Валерия Дмитриевича Кирюнина, фестиваль
приобрел размах и статус областного. Сейчас фестиваль проводится раз в 2
года, и нынешний, четвертый по счету в новом статусе, прошел уже
традиционно в поселке Магистральный.

Это был настоящий праздник, калейдоскоп красок, сияющих лиц,
молодых голосов. Чего стоит одно перечисление коллективов-участников!
Вместившийся в два дня, это, по сути, непрерывный спектакль с
одним коротким перерывом на ночь (вторая — ночь закрытия
— после гала-концерта и раздачи наград победителям, совпала с Троицей и
продолжилась великолепным и хлебосольным праздником березки на
красивейшем берегу Киренги; и поспать перед разъездом театров и
утренним самолетом жюри в Иркутск было, в общем, некогда).

Вот театральная (не считая еще экологических представлений
ребят из Усть-Кута и площадных действ) программа этого невероятного
двухсуточного спектакля на пяти площадках Магистрального и
Казачинского:

Театр «Песочные часы», Чуна: «Забыть Герострата!» Г.Горина и
«Скамейка» А.Гельмана.

Театр «Зеркало», Железногорск: «В бананово-лимонном
Сингапуре» С.Главадских.

Театр «Приют комедиантов», Магистральный: «Медведь» и
«Предложение» А.П.Чехова.

Театральное отделение детской школы искусств, Магистральный:
«Раздватри» В.Леванова, «Телефон» К.Чуковского, русская народная
сказка «Гуси-лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Детская театральная студия «Звездная», Северобайкальск: «Голый
король» Е.Шварца, русская народная сказка «Лубяная избушка» и «Три
поросенка» братьев Гримм.

Школьная театральная компания «Ералаш», Казачинское: «Тайна
голубого источника» Г.Лагздынь.

Естественно, фестиваль состоялся в нерабочие дни, и потому
практически все жители Магистрального и Казачинского имели
возможность стать на время театральными зрителями.

И был еще выездной спектакль (чунская «Скамейка») в ближнюю
воинскую часть…

Словом, от всего этого повеяло действительно непоказным
«бамовским» воодушевлением, молодым комсомольским азартом в
лучшем, идеалистическом смысле. Пожалуй, трудно вообразить юбилей
БАМа, который был бы более созвучен тому ушедшему в прошлое
бескорыстному энтузиазму, которым дышали первопроходцы: надо было
видеть их (первопроходцев) лица на празднике закрытия, когда они
выходили на сцену для раздачи наград лауреатам и участникам фестиваля.

Много больного, нелепо-пустозвонного, экономически
необоснованного, экологически разрушительного связано с этой
знаменитой советской стройкой. Вокруг Магистрального и сейчас —
растревоженная земля над вечной мерзлотой, завалы гниющего леса от
неумных торопливых лесоповалов. Все это так; но театральный праздник заставил сжаться
сердце и ностальгически вспомнить о человеческом, духовном климате тех
лет: там было много, может быть, иллюзий, много наивной — и все же такой
подлинной — веры, без которой жизнь поскучнела.

Наверное, именно дух этих непростых, во многом грустных
перемен наполнил жгучим современным дыханием ряд спектаклей
фестиваля.

Старая пьеса Г.Горина «Забыть Герострата!» в начале 70-х была, я
думаю, обязана своей популярностью единственно возможной тогда
«эзоповой» форме высказыванья об аморальности и лжи власти, о диком
искажении самой человеческой природы после кровавого полувека
коммунистического эксперимента в несчастной стране. В «античных»
одеждах только и можно было тогда сказать со сцены о времени, когда
злодейская геростратовщина была признана важнейшим достоинством
«героя» эпохи. Геростраты нагло увешивали себя звездами Героев и
красовались перед страной, казалось, утратившей рассудок.

Потом пришли другие времена; нежданная свобода слова
выплеснулась в жизнь, надобность в театральном эзоповском иносказании
отпала; пьеса Горина, казалось, устарела.

Но молодые артисты из Чуны заставили старую пьесу прозвучать
неожиданно свежо: оказалось, что, кроме просветительской морали, у
Горина есть и настоящая художественная правда. Оказалось, что
геростратовщина — тяга к успеху любой, а значит, и преступной
ценой — коренится в самой человеческой природе. И что буржуазные по
сути «идеалы» сегодняшнего дня не менее отвратительны и, может быть,
еще более циничны, чем у властителей тридцатилетнего прошлого.
Чунские артисты явно говорили через экзотический «античный» текст о
чем-то по-настоящему важном для себя сегодняшних.

И гельмановская «Скамейка», давно сошедшая со сцены, у тех же
чунских ребят прозвучала неожиданно трогательно. Раньше это был порою
ожесточенный диспут случайных мужчины и женщины на парковой
скамейке все о той же моральной порче 70-х, о человеке, изолгавшемся до
полной утраты личности, потери памяти и имени.

Но теперь в армейском клубе, в атмосфере, не располагающей к
сантиментам, человек на сцене, кажется, дошедший до самого края
отчаянного одиночества, все же находит в себе последнюю — но
непобедимую — правду. И это правда нерасчетливой, глупой, может быть,
любви, на какую, наверное, только и способна в дичающем мире
настоящая женщина. В ней — в героине С. Гульметовой — была надежда.

Заброшенные герои «чернушной» по-современному пьесы «В
бананово-лимонном Сингапуре» не видят выхода из житейского тупика — в
пьяной российской глухомани. Но так трогательно, так искренне
сочувствуют им железногорские артисты, что чувствуешь: они рассказали
о собственных проблемах, о тупиках, которых,
конечно же, и вдоль сегодняшних наших БАМов хватает. В этом
сочувствии человеческом и брезжит, кажется, выход.

В «Раздватри» на жестком документальном материале рассказана
шокирующая история: не остается никаких возможностей контакта между
поколениями потерявшихся сегодняшних «отцов» и по-юношески
категоричных «детей». Трех юных героинь пьесы сыграли их ровесницы из
театрального класса, и сыграли с такой достоверностью, что присуждение
спектаклю диплома областного комитета по молодежной политике («За
обращение к проблемам молодежи») было единогласным.

И был еще островок надежды: это прикосновение к русской
классике в чеховском спектакле уникального домашнего театра Галины
Пальчик в Магистральном. Там, в ближайшем контакте со зрителем,
обнаружилось столько жизни, сочности, актерского — без скидок —
мастерства, что дипломы Петру Нейхцу (номинация «Лучшая мужская
роль») и Кате Разгон (номинация «Надежда») были заслуженны
абсолютно.

И, конечно, «взрослая», порой суровая, проблемность была в
общем двухдневном спектакле художественно сбалансирована детской
программой фестиваля. Приз «Надежда» получил юный актер из
«Ералаша» Антон Вязовский; все коллективы получили грамоты и ценные
подарки от администрации Казачинско-Ленского района и областных
организаций.

Дипломы за лучшие мужские и женские роли получили Сергей
Цирулькевич и Наталья Тетюшкина из «Бананово-лимонного Сингапура»,
Светлана Гульметова из «Скамейки», Александр Тимошин, Алексей
Протасов, Константин Ведеров из «Герострата». За режиссерскую работу
награждены Ирина Бушуева («Бананово-лимоннвый Сингапур») и Галина
Пальчик (чеховский спектакль).

Гран-при фестиваля — диплом Анатолия Байкова — получила за
«Герострата» режиссер из Чуны Лира Баранова.

Особая признательность — хозяевам и деятельным участникам всех
событий фестиваля: главе администрации района Николаю Павловичу
Наумову, мэру Магистрального Владимиру Федоровичу Мареничу,
заведующей отделом культуры района Татьяне Васильевне Скороход,
директору Дома культуры в Магистральном Валерию Николаевичу
Спирину.

…В общем хоре за длинным столом под открытым небом на
Киренге в ночь прощания я с особым чувством выделял голоса этих
руководителей, подвижников культуры: здесь была какая-то драгоценная
связь с тем нашим «бамовским» идеализмом, с которым расставаться грех.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры