издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Самая серьезная сессия

Депутат Государственной Думы от Иркутской области, член фракции "Единая Россия" Виталий Шуба на днях побывал в Иркутске. На встрече с журналистами он рассказал о том, как нижняя палата Федерального Собрания РФ нового созыва провела свою первую весеннюю сессию.

Виталий Шуба рассказал, что депутаты Государственной Думы четвертого созыва во время весенней
сессии работали более продуктивно, чем их предшественники. Они рассмотрели 575
законопроектов, приняли в окончательном чтении 121 закон, в первом чтении рассмотрели
380 законопроектов, в то время как предыдущий состав Госдумы на сессии рассмотрел 265
законопроектов, принял 94 закона, в первом чтении рассмотрел 185 проектов. «Хотя
количественные показатели мало о чем говорят, лишь о том, что законотворческий процесс в
Российской Федерации набрал свои обороты. Сейчас перед нами стоит задача иметь не
количественные показатели, а заниматься совершенствованием качества российского
законодательства», — отметил Виталий Шуба.

Прошедшая сессия Государственной Думы оказалась самой длительной за всю историю
существования Федерального Собрания, последнее ее заседание прошло 5 августа, когда
практически все депутаты находились в отпуске, но тем не менее работали в рамках
различных рабочих групп, комиссий, комитетов, участвовали в пленарных заседаниях.

Особое внимание депутат уделил работе, проведенной российским парламентом в июле-
августе, когда вносились изменения в бюджетное и налоговое законодательство, а также более
чем в 150 других законов. Необходимость внесения этих изменений связана с тем, что в
прошлом году Государственная Дума приняла два базовых закона — «Об органах
государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного
самоуправления», направленные на то, чтобы провести в нашей стране реформу
федеративных отношений. Целью этой реформы является разграничение ответственности
между уровнями власти.

Реформа федеративных отношений повлекла за собой необходимость внесения изменений в
Бюджетный и Налоговый кодексы. Так, в Бюджетном кодексе было изменено 10 глав из 28,
прежде всего это касалось вопросов бюджетного устройства, расходных полномочий всех
уровней власти и распределения налогов и доходов между уровнями бюджета. Виталий Шуба
отметил, что, согласно этим изменениям, водный налог со следующего года будет полностью
отчисляться в федеральный бюджет. В регионы эти деньги смогут вернуться в результате
реализации разрабатываемой в правительстве РФ программы по сохранению
гидротехнических сооружений. «При принятии бюджета 2005 года я буду добиваться, чтобы
Иркутской области были компенсированы выпадающие доходы, которые возникли в связи с
тем, что водный налог будет зачисляться на федеральный уровень», — заявил депутат.

Кроме того, предполагалось все средства за пользование лесными ресурсами зачислять на
федеральный уровень, но Виталий Шуба при поддержке Законодательного собрания
Иркутской области предложил сохранить часть платежей за субъектами РФ. В результате
принято решение, что плата, которая взимается по минимальным ставкам, будет зачисляться
на федеральный уровень, а то, что идет сверх минимальных ставок, пойдет в региональный
бюджет. «Я полагаю, что эта схема стимулирует территории к более эффективному
распоряжению лесными ресурсами», — отметил депутат.

Также в рамках реформы было необходимо привести все российское законодательство в
соответствие с базовыми законами, что и привело к разработке так называемого «большого
закона», вносящего изменения в 155 законодательных актов РФ. Законопроект, внесенный в
Государственную Думу в первом чтении, вызвал много вопросов как у Виталия Шубы, так и у
других депутатов, «он был слишком либеральным и не отражал ни интересы регионов, ни
интересы большинства жителей Российской Федерации».

Партия «Единая Россия» в ходе обсуждения законопроекта в нулевом чтении внесла ряд
существенных предложений по изменению ряда норм в законопроекте, серьезная работа была
проведена перед внесением проекта в Государственную Думу. Когда нижняя палата
принимала законопроект в первом чтении, одновременно было принято развернутое
постановление, определяющее пути доработки законопроекта при подготовке его ко второму
чтению. В этом процессе депутаты руководствовались требованиями общественных
организаций, требованиями, которые были высказаны трудящимися на всероссийской акции
протеста, и требованиями, которые предъявляли регионы. Была создана специальная рабочая
группа, в которую вошли представители 15 комитетов Государственной Думы, а Виталию
Шубе было предложено ее возглавить. «Как человек, который привык отвечать за свои
поступки, я решил возглавить процесс, и считаю, что тот законопроект, который в
дальнейшем рассматривала Госдума, с учетом предложений членов рабочей группы,
профильных комитетов Думы, общественных организаций, регионов и членов Совета
Федерации, кардинально отличается от того законопроекта, который мы рассматривали в
первом чтении», — заявил Виталий Шуба. Было рассмотрено около 5000 поправок к
законопроекту, из них 1500 принято. Ни в один другой документ за все 11 лет работы
Госдумы не вносилось такое количество поправок после принятия в первом чтении.

И сегодня, считает Виталий Шуба, можно сказать, что требования, высказанные
профсоюзами, выполнены в полном объеме. Он также отметил, что фракция «Единая Россия»
несколько дней назад подписала соглашение с Федерацией независимых профсоюзов России.
В этом документе идет речь о готовности обеих сторон оказать помощь органам власти
субъектов РФ при разработке законопроектов, которые должны пойти в развитие рамочных
законов, принятых на федеральном уровне. Также «Единая Россия» взяла на себя контроль над
исполнением законов, которые Государственная Дума приняла за последний период.

Среди вносимых в законодательство изменений россиян особенно беспокоил вопрос перевода
натуральных льгот в денежную компенсацию. «Мы внимательно выслушали предложения
большинства населения Российской Федерации, которое было не согласно в полном объеме
перейти на денежную компенсацию взамен льгот, — говорит Виталий Шуба. — Хотя, если
спросить, как льготы исполняются сегодня, все говорят: «плохо», но, видимо, действует
принцип «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». В результате было принято решение
частично оставить натуральные льготы. В положениях «большого закона» это называется
«социальным пакетом». В него вошли льготы, связанные с лекарственным обеспечением, с
санаторно-курортным лечением, бесплатный проезд к месту лечения и обратно, льготы по
оплату жилья и коммунальных услуг. На весь следующий год «социальный пакет»
закрепляется как натуральная льгота, а тем временем граждане, имеющие право на его
получение, до 1 октября 2005 года должны будут сами решить, хотят они сохранить этот
пакет и дальше или предпочтут денежную компенсацию. При этом на федеральном уровне в
несколько раз возрастает финансирование льгот. Если в нынешнем году на эти цели в бюджет
заложено около 30 млрд. рублей, в следующем году на это планируется выделить более 170
млрд. рублей.

Кроме того, есть серьезные изменения в финансировании льгот для военнослужащих,
сотрудников правоохранительных органов, судов, прокуратуры. Сегодня все эти категории
имеют значительные льготы, которые по факту всегда финансировали местные и
региональные бюджеты, чего они делать не должны, и эти затраты им, как правило, не
компенсировались. Сейчас предусматривается выделение на эти цели 31 млрд. рублей из
федерального бюджета.

Виталий Шуба также отметил, что при принятии «большого закона» Государственная Дума
предусмотрела создание в следующем году фонда поддержки территорий, который будет
направлен на сбалансирование бюджетов субъектов РФ. «Я считаю, что этот фонд должен
быть обязательно создан, чтобы выполнить комплекс мер по социальной поддержке
населения», — подчеркнул депутат.

После всех доработок этот законопроект 5 августа был принят Государственной Думой, а 8
августа — одобрен Советом Федерации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры