издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Российские политики по разному относятся к инициативам президента

— Изменение порядка избрания глав регионов не входит в прямое противоречие с Конституцией, поскольку в ней не оговорён порядок избрания глав регионов, — считает председатель Комитета по труду и социальной политике Госдумы, член фракции «Единая Россия» Андрей ИСАЕВ. — Введение этого порядка будет означать существенное усиление позиций Законодательных собраний субъектов Федерации. Именно они фактически будут принимать решение о назначении глав регионов из числа кандидатур, предложенных президентом. А значит, президент будет проводить согласование по этим кандидатурам с Законодательными собраниями. Такое согласование будет наиболее полезным для координации общих интересов и единой политики. Поэтому я считаю, что права Заксобраний должны быть достаточно серьёзными и существенными.

Создание Общественной палаты — очень хорошая идея, и кроме контрольных функций, палата должна выступать в роли эксперта по конкретным законодательным проектам. Это позволило бы снять напряжение, потому что каждый раз, когда мы рассматриваем вызывающий напряжение законопроект, непонимание в обществе растёт. На собственном опыте мы убедились, что без консультаций с представителями общественных объединений принять грамотное решение невозможно.

Лидер фракции «Родина» в Госдуме Дмитрий РОГОЗИН считает, что предложения президента РФ Владимира Путина по изменению структуры государственной власти в стране следует воспринимать в комплексе. «Для президента это некая принципиально новая система взглядов, его новая личная ответственность за всё то, что происходит в стране, в частности, на Северном Кавказе», — сказал Рогозин.

Очень важно, считает Рогозин, что президент выступает за формирование полноценных общефедеральных партий. «Однако мне кажется, для создания таких партий недостаточно лишь только принять решение о переводе выборов в Госдуму на пропорциональную систему», — сказал Рогозин. По его мнению, вопросы реформирования политической системы надо решать параллельно с проблемой формирования Совета Федерации по мажоритарному принципу и обеспечением равного доступа к общефедеральным СМИ всех общенациональных партий, в том числе оппозиционных.

«Если предлагаемое нововведение будет оформлено законодательно, то это будет двойным нарушением — нарушением и Конституции, и постановления Конституционного суда», — считает депутат Госдумы Владимир РЫЖКОВ. Он также отрицательно отнёсся и к предложению проводить выборы в Госдуму только по пропорциональной системе. «Опросы граждан показали, что люди гораздо больше доверяют депутатам-одномандатникам, а не выдвиженцам партий, за которые они вынуждены голосовать, не зная никого, кроме трёх лидеров списка», — сказал парламентарий. «Это нововведение приведёт к окончательному отрыву Госдумы от нужд регионов и поставит страну под угрозу развала», — отметил Рыжков.

Депутат Госдумы, лидер общероссийской общественной организации «За достойную жизнь» Сергей ГЛАЗЬЕВ считает, что, избираясь Законодательными собраниями, главы регионов по сути назначаются, что является шагом назад в развитии общества.

«Назначение глав субъектов мы уже проходили при Ельцине. Кого только не назначали тогда на посты губернаторов — по принципу личной преданности и связей с высшим руководством страны. Вместе с тем, когда губернаторы стали избираться, произошло реальное оздоровление органов государственной власти», — сказал Глазьев.

По его мнению, «восстановление механизма административного назначения глав субъектов Федерации означает ущемление базового принципа права граждан избирать губернатором того кандидата, которого они считают нужным». «В конечном счёте реформа подрывает доверие людей к государству, снижает эффективность госвласти, ведёт к подавлению прав и свобод граждан», — резюмировал Глазьев.

— Вариант выборов глав регионов законодательными органами по представлению президента возможен как временный и мотивированный, — считает председатель избирательной комиссии Иркутской области Виктор ИГНАТЕНКО. По его словам, сегодняшняя система управления не соответствует сложности решаемых проблем, поэтому вполне логично, что принимаются меры по укреплению единства. Комментируя предложение президента РФ о новой схеме избрания губернаторов, он отметил, что юридическая оценка этой нормы будет зависеть от её оформления. «Пока озвучена только идея, есть масса вариантов, в каком виде она будет представлена к рассмотрению», — заметил В. Игнатенко. При этом он подчеркнул, что сама по себе парламентская форма избрания не противоречит Конституции. Но в этом случае, уверен В. Игнатенко, должна быть чётко прописана процедура представления кандидатуры, в частности, определено, сколько раз может вноситься одна и та же кандидатура, и процедура освобождения — установление исчерпывающего перечня условий, при которых губернатор может быть отозван. Среди проблем, которые могут возникнуть при введении предложенной нормы, В. Игнатенко назвал опасность всесилия законодательных органов и нарушения принципа разделения властей. Кроме того, отметил он, в стране с серьёзными экономическими проблемами и неразвитым гражданским обществом всегда есть опасность проявлений авторитаризма.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры