издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оплот театральной крепости

  • Автор: Ольга ЛЕБЕДЕВА

Известное дело: если со сценографией все в порядке, то хвалят художника, а вот если проблемы - завпост виноват. Такую "критическую" должность в театрах традиционно занимают мужчины, но в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова постановочной частью заведует женщина -- Людмила Василеьвна Кардашова. Маленькая, изящная блондинка держит в своих руках 10 театральных цехов, руководит работой свыше 50 человек.

Родом она из Усть-Каменогорска, областного центра Восточного
Казахстана. Шестнадцатилетней девчонкой постучала в двери
тамошнего областного драмтеатра и попросила взять ее на работу «кем можно».
Взяли на должность электрика-осветителя. С тех пор
Людмила Кардашова и служит верой и правдой ТЕАТРУ.

По окончании театральной студии при Новосибирском театре
оперы и балета Людмила рискнула поехать в Москву на специально
организованную биржу по трудоустройству театральных работников.
Вскоре получила предложение администрации
Джамбульского драматического театра поработать
инженером-электриком. Два года Людмила под
лучами жаркого южного солнца упорно нарабатывала
профессиональные навыки на двух сценических
площадках: выпускала спектакли в Джамбульском драмтеатре и
параллельно в Русском театре драмы в Ташкенте. Это было время,
когда технический работник переходил в ранг «художника по свету».

Именно в этом качестве Людмила Васильевна вошла в «боевой
состав» драматического театра Краснознаменного Дальневосточного
военного округа. Дорога в Уссурийск лежала через Иркутск, зима в
1970 году выдалась, как положено, морозная, ветреная, с жуткими
метелями. По сей день с улыбкой вспоминает Людмила Васильевна свои
пророческие слова, которые сбылись с точностью до наоборот: «Вот в
каком городе я бы не хотела работать, так это в Иркутске».

Воистину, пути господни неисповедимы. Не прошло и года, как
режиссер Ю. Калантаров увез с собой световых дел мастерицу из
неподходящего по климату Уссурийска в Иркутск. 34 года, прожитых с
театром, в театре, для театра говорят сами за себя. А Людмила
Васильевна просто благодарна судьбе за такой поворот в ее жизни.
Записи в трудовой книжке Людмилы Кардашовой
показывают, как вместе с театром (от областного драматического — до
Иркутского академического драматического имени Н.П. Охлопкова)
росла она сама: заведующая электроцехом, заведующая художественно-
постановочной частью, заместитель директора по производству,
заместитель директора по художественно-постановочной части.

Заслуженная артистка Российской Федерации Капитолина
Ивановна Мыльникова вспоминает: «Людмила пришла в театр, когда ей
было всего 19 лет. Поразительно, но она была уже мастером и сумела
заслужить уважение. А еще она показала себя настоящим
лидером, способным организовывать и руководить».

Работа требовала новых знаний, поэтому Людмила Васильевна
поехала в Москву, где прошла обучение в Центральном институте
повышения квалификации Министерства культуры РСФСР по группе
заведующих постановочной частью.

Пришел опыт, знание театра изнутри. Выпускать спектакли стало
главным делом ее жизни. А дело это весьма и весьма непростое,
хлопотное. Зачастую либо времени не хватает, либо средств. Надо
суметь четко и вовремя скоординировать работу всех подразделений,
решить невероятное количество производственных вопросов,
проконтролировать процесс на каждом этапе. Вот где пригодились такие
качества характера Людмилы Васильевны, как организаторская хватка,
энергичность, коммуникабельность. Людей в подчинении много, и у
каждого свои проблемы — и производственные, и личные. Что ни говори,
а умеет она найти подход к человеку: где прикажет, а где и приходится,
как ни странно, просить людей исполнять свои должностные
обязанности. «Мужественная, волевая, вникает во все до мелочей, —
говорит о юбиляре начальник электросветотехнической службы Денис
Москвитин. — Но что особенно важно: отстаивает позиции цехов. Все
знают, что если есть проблемы, нужна конкретная помощь — обратись к
Кардашовой. И не забывает отметить, кто как работал, а уж если хвалит
или ругает — так от души и за дело».

Больше всего радует Кардашову, когда удается грамотно и
технично организовать фронт работ, воплощая в реальность идеи
режиссера-постановщика и проекты художника. Не зря директор театра
Анатолий Стрельцов среди прочих качеств своего заместителя выделяет как
главное предельную добросовестность, надежность. Труд ее не остался
незамеченным: в 1997 году Людмиле Васильевне было присвоено
почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».

В канун 2000 года, к радости коллектива театра и всего Иркутска,
завершилась грандиозная реконструкция здания
драматического театра. Это событие — особая строка биографии
Людмилы Васильевны. Завершающий
этап был, пожалуй, самым ответственным. Вот когда ей пришлось
дневать и ночевать в театре, выполняя функции представителя театра в
штабе стройки. Ее рабочий день порой растягивался до бесконечности:
надо было окинуть хозяйским глазом огромное здание с новым
пристроем, проверить качество работы бригад отделочников и
реставраторов, отследить поставки оборудования, мебели,
электроприборов. Объект был сдан в назначенные сроки, и к моменту
переезда коллектива театра в отреставрированное здание все
внутренние помещения были укомплектованы всем необходимым для
работы.

Новое техническое оснащение театра требовало
профессионального совершенствования кадров. Людмила Васильевна
организовала обучение
работников цехов компьютерному управлению механизмами
сцены, работе на современной звуко- и светоаппаратуре.

Характер этой женщины
соединяет, казалось бы, несоединимое: жесткость руководителя и
доброту женщины, способной жалеть и прощать. К этому можно
добавить увлеченность классической литературой, музыкой.
А еще, как ни странно, Людмила Васильевна
обожает делать в квартире ремонт «с фантазией». По-видимому,
сумасшедший ритм рабочих будней порождает неосознанное желание
создать уют в своей «крепости».

Хотя по-настоящему «своим домом — своей крепостью» завпост
Людмила Кардашова считает именно театр, которому без сожаления
отданы десятки лет жизни, в котором с четырех месяцев рос ее сын.
Поэтому, когда я спросила: «Вы счастливы, Людмила Васильевна?», она
улыбнулась, задумалась и сказала: «Однозначного ответа на этот вопрос
у меня нет… Наверное, да. Главное — чтобы у сына все было хорошо и
чтобы я была нужна театру».

Отмечая сегодня свой юбилей, Людмила Кардашова вступает в
ту пору, когда «уже есть немало свершений и все еще есть немало сил».
С днем рождения, будьте счастливы, Людмила Васильевна!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры