издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сфера компетенции

  • Автор: Беседовал Евгений ЕВДОКИМОВ, Страна.Ру; Байкальская служба новостей

Что будет представлять собой Общественная палата

В Москве

Профильный комитет Государственной Думы принял за
основу концепцию создания Общественной палаты, разработанную
Институтом общественного проектирования (г. Москва). Об
основных положениях законопроекта, который предстоит принять
депутатам, рассказывает директор института Михаил РОГОЖНИКОВ.

— На какой стадии находится работа по формированию
Общественной палаты?

— Нашим институтом подготовлена концепция законопроекта,
которая, по крайней мере, предварительно отвечает на несколько
главных вопросов. Таких ключевых вопросов два. Это порядок
формирования Общественной палаты и собственно полномочия
этой организации. Что она может, чего она не может.

Что касается порядка формирования, то, на наш взгляд (Института
общественного проектирования, то есть разработчиков
законопроекта), предложен единственно возможный способ.
Заключается он в том, что часть состава палаты — конкретно это 36
общественных организаций — отбирается тремя ветвями власти:
судебной в лице либо Совета судей, либо, может быть, Верховного
суда (здесь пока есть варианты); представительной, то есть
Федеральным Собранием; и исполнительной. Второй этап
следующий: эти 36 общественных организаций, которые
представляют собой уже такой коллективный орган российского
гражданского общества, сами доформируют палату. Они
кооптируют туда еще 72 организации (уже на свое усмотрение).

Три ветви власти отбирают каждая по12 общественных
организаций из числа всех зарегистрированных в стране. Это
сложная работа. Будут созданы рабочие группы, которые
проанализируют списки, представленные Министерством юстиции,
которые, разумеется, рабочие группы от каждой ветви власти будут
сверять между собой, чтобы не дублировать.

Отбирать самые видные общественные организации,
действующие в России, ветви власти, естественно, будут,
ориентируясь каждая на свою специфику. То есть правительство,
видимо, займется теми, кто как-то связан с социально-
экономическими вопросами; судебная власть, соответственно,
теми, кто связан с защитой прав. Профсоюзные организации будут
отбирать либо Федеральное Собрание, либо правительство. Пока
неизвестно, будет ли вообще урегулирован в законе вопрос, какими
они будут пользоваться критериями при отборе. Хотя, возможно,
какие-то правила будут сформулированы.

Разумеется, общественные организации будут участвовать в работе
палаты в лице своих представителей с конкретными именами и
фамилиями. Но главное, я еще раз хочу подчеркнуть, что
совершенно неясный ранее вопрос, каким образом несколько
десятков тысяч общественных организаций могут быть
представлены в Общественной палате, каким образом они могут
отобрать из себя 100 или 200 представителей, — в общих чертах
решен.

Собственно говоря, всего существуют две возможные модели
отбора: либо всеобщие выборы, которые в этой ситуации, понятно,
невозможны, либо должен кто-то кого-то отбирать. Поскольку в
данный момент никакой коллегиальной структуры у гражданского
общества России нет, а есть государственные органы, они отбором
и займутся. При этом параллельная работа трех ветвей власти
обеспечивает известную степень демократизма в процессе этого
отбора.

Еще один важный момент — палата будет иметь возможность
аккредитовывать при себе общественные организации. Таким
образом, это будет не просто 108 членов палаты, но еще и
достаточно широкий круг общественных организаций, которые
через механизм аккредитации смогут принимать участие в ее
работе. То есть палата будет учитывать мнение широкого круга
организаций гражданского общества. Такой механизм
аккредитации принят в некоем аналоге (если можно привести такое
сравнение) — я говорю про общественные палаты, который
действуют при Европейском парламенте. Там около 300 основных
организаций и больше 1500 аккредитованных.

Согласно концепции законопроекта, не менее четверти членов
палаты должны представлять региональные общественные
организации.

— Теперь вопрос о том, какими будут полномочия палаты?

— С полномочиями ситуация достаточно непростая. Полномочия
написаны весьма широкие: палата имеет право экспертизы всех
законопроектов, всех без исключения. При этом есть ряд
законопроектов, экспертизу которые она будет осуществлять в
обязательном порядке. Кроме того, палата имеет возможность
экспертизы нормативно-правовых актов — то есть деятельности
исполнительной власти, правительства и министерств (по крайней
мере, так записано в законопроекте).

Палата также имеет право запрашивать любые документы, кроме
опять-таки секретных, у любых ведомств. Причем, я должен
сказать, что когда мы в процессе подготовки обсуждали этот
вопрос с представителями исполнительной власти, то не увидели у
них особого энтузиазма по поводу этого пункта. Они говорили, что
палата засыплет их запросами, и не в том даже дело, что
раскроются какие-то секреты, а просто на них надо будет отвечать —
это много лишней работы. Но, тем не менее, этот пункт в
законопроекте остался.

Если с экспертизой законопроектов в Думе все понятно — там
существует достаточно прозрачный механизм подготовки
документов, — то вопрос работы с исполнительной властью,
безусловно, сложнее. Потому что помимо просто запроса каких-то
материалов здесь должен еще существовать механизм более
оперативного взаимодействия. Здесь оставлен некий простор для
внесения в законопроект дополнений со стороны самих
общественных организаций, которые имеют очень богатый опыт
контактов с исполнительной властью.

Важным этапом подготовки законопроекта будет Форум
гражданских организаций, который состоится 11 ноября в Перми.

В Иркутской области

Законопроект о деятельности Общественной палаты (ОП)
Иркутской области будет разработан до конца 2004 года. Об этом
сообщил председатель комитета по связям с общественностью и
национальным отношениям региональной администрации Сергей
КОЖЕНКОВ.

По его словам, возможно, проект будет внесен в
Законодательное собрание уже в начале следующего года. Он
отметил, что работа над законом ведется с учетом мнений
общественных организаций. Первая дискуссия по данному вопросу
состоялась 23 октября, вторая пройдет 27 ноября. К этому времени,
сказал Сергей Коженков, администрация области подготовит уже
детальный план организации Общественной палаты.

По словам Сергея Коженкова, основной целью создания
Общественной палаты является реализация конституционных прав
граждан в управлении государством. Среди функций, которые
должен исполнять будущий общественный орган, он отметил
контроль над законодательной деятельностью и решениями
исполнительной власти. Правда, сказал Сергей Коженков, предметом
дискуссии остается то, какими именно будут процедура контроля и
сфера компетенции палаты. Не исключено, что ее члены смогут
запрашивать необходимые документы и составлять свои отзывы,
рекомендации. По информации Сергея Коженкова, для того, чтобы
обсудить подобные нюансы, на следующую встречу с
общественными организациями планируется пригласить «кого-либо
из руководства области».

Что касается процедуры формирования Общественной палаты
Иркутской области, то, по словам Сергея Коженкова, этот вопрос
практически решен. Предполагается, что в состав нового органа
войдет 30-45 человек. Для этого Министерство юстиции РФ
предоставит список реально действующих в регионе общественных
организаций. Из них часть будет утверждена законодательной, часть
— исполнительной властью. Организации, не вошедшие в состав
палаты, смогут получить специальную аккредитацию, чтобы иметь
возможность участвовать в ее деятельности. В число критериев
отбора могут быть включены стаж работы и известность
организации. Руководитель палаты, по мнению Сергея Коженкова,
должен избираться ее членами. Палата будет собираться не реже
одного раза в квартал. Причем между «сессиями» станут работать
разнообразные комитеты.

Споры представителей некоммерческого сектора идут вокруг
статуса палаты. Как рассказала на брифинге заместитель
председателя комитета по связям с общественностью Надежда
Воронина, общественные организации настаивают на независимости
этого органа. Однако, по ее словам, в ходе последней дискуссии
обсуждающие вопрос пришли к выводу, что «если палата будет
финансироваться из областного бюджета, то со стороны
региональных властей необходимо ввести администрирование
работы». Сергей Коженков пояснил, что для этих целей скорее всего
при комитете будет создан аппарат по деятельности Общественной
палаты. Он также отметил, что в проекте бюджета на 2005 год
необходимо предусмотреть выделение средств на организацию
работы палаты.

Тема создания Общественной палаты остается открытой для
обсуждения. Администрация Иркутской области принимает любые
предложения от общественности. Материалы дискуссий в регионе
будут направлены разработчикам аналогичного федерального закона.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры