издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бездействующие лица

  • Автор: Записал Вячеслав КУЗНЯНЫЙ

Зачем нужен контроль над деятельностью политических партий Судя по всему, в ближайшее время нас ждет реформа избирательной системы. Она предусматривает переход на пропорциональную систему формирования органов законодательной власти. Это означает, что право выдвижения кандидатов теперь будет предоставлено только политическим партиям, за их представителей, включенных в партийные списки, и предстоит голосовать гражданам.

В связи с этим роль партий в жизни общества
неизмеримо возрастает. Что представляют собой
региональные отделения партий в Иркутской области?
Насколько готовы они к выполнению важнейшей функции в
политической системе общества? Как взаимодействуют с
органами юстиции, в задачу которых входит контроль за
исполнением закона «О политических партиях»?

На эти и другие вопросы «Восточно-Сибирская правда»
попросила ответить начальника Главного управления
Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской
области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу,
доктора юридических наук, государственного советника
юстиции 3 класса Дмитрия Леонидовича Суркова.

— Дмитрий Леонидович, сколько политических
партий действует в Приангарье и как осуществляется
контроль над ними?

— На сегодняшний день на территории Иркутской
области действует 34 региональных и 31 местное отделение
политических партий (14 отделений политической партии
«Союз правых сил» и 17 отделений Всероссийской
политической партии «Единая Россия»). В Усть-Ордынском
Бурятском автономном округе действует 7 региональных
отделений политических партий.

Контроль над соблюдением политическими
партиями, их региональными отделениями и иными
структурными подразделениями законодательства Российской
Федерации, а также за соответствием деятельности
политической партии, ее региональных отделений и иных
структурных подразделений положениям, целям и задачам,
предусмотренным уставами политических партий, возложен на
Минюст России и его территориальные органы.

Для достижения наибольшей эффективности в
реализации контрольных функций Главное управление
осуществляет взаимодействие с правоохранительными
органами и иными органами государственной власти.
Проводятся совместные проверки, идет обмен информацией о
деятельности партий.

— Как живут, чем занимаются политические партии в
Приангарье?

— Как и в других регионах России, основными целями
деятельности политических партий является привлечение
граждан Российской Федерации к участию в политической
жизни общества для выражения их политической воли,
участие в общественных и политических акциях, в выборах и
референдумах, представление их интересов в органах
государственной власти и органах местного самоуправления.

Главным управлением Минюста России по Иркутской
области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в
этом году проверена деятельность 12 региональных отделений
политических партий, действующих в Иркутской области, и трех
отделений, действующих на территории округа.

Кроме того, проведены внеплановые проверки трех
региональных и одного местного отделения политических партий.
Поводами проведения внеплановых проверок были
поручения Минюста России, обращение прокуратуры
Иркутской области, проверка достоверности сведений в
представленных на регистрацию изменений в уставные
документы.

По результатам проверок 14 региональным отделениям
политических партий вынесены письменные предупреждения,
подано исковое заявление о ликвидации регионального
отделения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
политической партии «Либеральная Россия» (решением
окружного суда от 04.06.04 г. отделение ликвидировано), по
заявлению Главного управления решением Иркутского
областного суда приостановлена деятельность регионального
отделения политической партии «Российская
Конституционно-демократическая партия» Иркутской
области. В стадии подготовки находятся исковые заявления о
приостановлении деятельности еще нескольких отделений
политических партий.

Анализ результатов деятельности по осуществлению
контроля показал, что основные нарушения, как правило,
носят типичный характер. Так, в нарушение требований
уставов не соблюдается порядок приема и исключения членов
партии, сроки созыва постоянно действующих руководящих
органов, не осуществляют свою деятельность контрольно-
ревизионные органы. Кроме того, ряд региональных
отделений политических партий, зарегистрировавшись и
получив статус юридического лица, дальнейшую деятельность
не осуществляют. В целом деятельность реально работающих
отделений политических партий соответствует положениям,
целям и задачам, предусмотренным уставами, и грубых
нарушений законодательства они не допускают.

За период действия Федерального закона «О
политических партиях» 11 региональных отделений
политических партий были исключены из Единого
государственного реестра юридических лиц. В большинстве
случаев основанием исключения из реестра явилась
ликвидация (реорганизация) самих политических партий.

— Дмитрий Леонидович, а вы не считаете контроль
над деятельностью политических партий нарушением их
прав и свобод?

— Я думаю, говорить о том, что контроль государства над
деятельностью политических партий каким-либо образом
мешает им работать, не приходится. Более того, при
возникновении конфликтных ситуаций внутри самой
политической партии нередки обращения именно в органы
юстиции с просьбой взять на себя функции «третейского
судьи». Бывает и такое, что с заявлением о проведении
проверки деятельности политической партии обращаются
сами члены партии.

Контроль над деятельностью политических партий,
как и общественных объединений в целом, необходим в целях
обеспечения «прозрачности» деятельности таких
объединений, поскольку велика вероятность использования
незаконных методов достижения своих уставных целей, когда
красивыми, звучными лозунгами, прикрываются
неблаговидные действия

Актуальным сегодня является вопрос о финансировании
деятельности партий, о «белых» и «серых» источниках их
доходов. Несмотря на то, что в соответствии с
законодательством контроль за доходами политических
партий, их региональных отделений и иных
зарегистрированных структурных подразделений, размерами
получаемых ими денежных средств и уплатой налогов
осуществляют налоговые органы Российской Федерации, тем
не менее и территориальным органам Минюста в ходе
проведения проверок поручается изучать сведения о
финансировании региональных отделений и расходовании
ими денежных средств.

— В Государственной Думе рассматриваются
поправки в закон «О политических партиях»,
предполагающих их укрупнение и сокращение. Как вы
относитесь к этому?

— Исходя из конституционного принципа политического
многообразия и многопартийности, государством
гарантируется равенство политических партий перед законом,
независимо от изложенных в их учредительных и
программных документах идеологии, целей и задач.
Многопартийность является одним из основных условий
правового государства.

Если реально на политическом небосклоне видны
5-6 партий, то зачем их 50? Полагаю, что увеличение
минимального количества членов политических партий (с
нынешних 10 тысяч до предполагаемых 50 тысяч) в рамках
Российской Федерации вполне оправданно. И процесс
укрупнения партий будет продолжаться.

Применение только пропорциональной избирательной
системы при выборах в Государственную Думу является
новацией для России. Оценивать это нужно только в
комплексе всех мер, предпринимаемых при реформировании
государственного механизма. Здесь речь идет и об ином
порядке наделения полномочиями глав субъектов Российской
Федерации. Полагаю, в русле этой же проблемы находится и
изменение порядка формирования Совета Федерации. Только
в совокупности предлагаемых механизмов можно оценить
направленность всех изменений в государственном устройстве
России.

— Как, по вашему мнению, сказалось участие
политических партий в выборах на работе областного
парламента и как вы расцениваете перспективы их
дальнейшего развития?

— Оценку давать еще, видимо, рано. Областной парламент
только начинает работу. Хотелось бы пожелать образуемым
фракциям не терять своего политического лица.

Что касается будущего политических партий,
логично было бы предположить, что наибольшие ближайшие
перспективы для развития всегда имела так называемая
партия власти. Очевидно также, что большое влияние на
голоса избирателей оказывают политические партии,
состоящие в оппозиции партии власти.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры