издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прощание Паваротти

  • Автор: Светлана МАЗУОЛВА, из Санкт-Петербурга, специально для "Восточно-Сибирской правды"

Один из самых выдающихся теноров современной оперной сцены, обладатель голоса необыкновенно красивого тембра, непревзойденный мастер вокальной техники Лучано Паваротти планирует в следующем году, отметив свой 70-летний юбилей, оставить сцену и закончить концертную деятельность. Нынче -- его последняя гастроль. В прощальный тур вошли 40 городов мира. Среди них -- Санкт-Петербург. В город на Неве маэстро приехал на три дня. Накануне концерта в Ледовом дворце встретился с журналистами.

— Привет, Россия! — помахал рукой собравшимся в роскошном гранд-отеле «Европа»
представителям СМИ всемирно известный тенор.

Итак, начинаем…

— Маэстро, в чем причина прощания? Вы уже всего достигли? Или?…

— Причин много. Одна из них: в моем возрасте, мне кажется, уже пора уходить на пенсию.
Хотя мы посмотрим по окончании тура, что будет…

Почти 43 года я занимаюсь своей профессией. Безусловно, добился многого. Выпущено
немало дисков. Но музыку всегда нужно завоевывать вновь. В нашей профессии нет слова
«вчера», а есть — «сегодня» и «завтра».

Другая причина: дома у меня прелестная девочка, дочка Алиса, ей почти два года. Это
царица моего дома. (Артист улыбается, глаза его теплеют). Я провожу с ней гораздо
больше времени, чем проводил с моими дочерьми от первого брака, день за днем слежу за
всеми ее успехами. Очень хорошенькая, нежная, ласковая девочка.
Но с характером…

— В Москве вы уже выступали не раз, в Петербурге — первый ваш концерт. Как вам
наш город?

— Однажды я уже был в Петербурге, приезжал, чтобы спеть песни на собрании вашей
большой «восьмерки». (На праздновании 300-летия Санкт-Петербурга в сборном
концерте звезд в президентской резиденции в Стрельне. — От авт.). Помню: очень
красивый город, очень сильный ветер, он «отгонял» меня от микрофона!.. Но тогда
посмотреть достопримечательности Петербурга мне не удалось, в этот раз хочу
познакомиться с прекрасными местами, известными во всем мире.

— В ком вы видите свое продолжение на сцене?

— Мы — дикие цветы, которые произрастают в горах. Хороших певцов всегда было много.
И сейчас они есть. Можно припомнить с десяток замечательных теноров. Назвать имя?
(Рассмеялся). Ну, допустим, Туруяно Флорес. Фантастический голос.

— Когда в России выйдет ваш новый диск?

— В Италии вышел диск с песнями, написанными для меня в стиле поп. Надеюсь, и здесь
он скоро появится. Там, на мой взгляд, очень симпатичные, красивые песни, особенно
«Здравствуй!» и «Я люблю тебя!» (или, скорее, «Я обожаю тебя!»).

— Сколько партий вы спели за свою жизнь?

— Примерно 37 опер.

— Не осчастливите ли своим пением Мариинский театр?

— В театрах я уже не пою.

На пресс-конференцию вместе с Лучано Паваротти пришли знаменитый
дирижер Леон Маджиера, самый востребованный аккомпаниатор звезд мировой оперной
сцены, давний друг Паваротти, дирижер почти всех его концертов последних лет, и
молодая певица Симона Тодаро (сопрано), которую сегодня считают одним из лучших
голосов Италии и прочат ей громкую славу оперной звезды (в прошлом году москвичи
познакомились с потрясающими дуэтами Паваротти и Симоны Тодаро).

— Симона — моя родственница, дочь моей кузины, двоюродной сестры. Ей 30 лет. Когда
ей было 15, она пришла на прослушивание. Я сказал: «Меняй профессию. Очень сложно, и
даже не пытайся». У нее был довольно слабый голос, она пела на фальшивых голосовых
связках. Но через каждые два года на протяжении 15 лет она приходила на
прослушивание. Я всегда говорил: «Нет, нет, нет!». Она постоянно улучшала свои
показатели и два года назад сделала большой прыжок…

С маэстро Маджиера мы встретились 50 лет назад. Это единственный человек в
мире, который может дать мне указания! Вообще дирижер — это единственный тиран,
которого все принимают. Я научился у него многому. Например, что петь можно не
только голосом, что нужно использовать все оттенки тембра… Также я научился дружбе,
он мой большой друг. Сейчас мы с ним создаем школу пения. В конце декабря будет
прослушивание в Модене (Город, где родился Паваротти. — От авт.).

— В заявленных списках есть русские?

— Нет. Но если у вас кто-то есть на примете, мы готовы прямо здесь прослушать двоих-
троих. Обязательные условия: молодость, музыкальность, приятная внешность, красивые
глаза.

«По окончании карьеры я не буду петь даже в душе», — сказал как-то золотой голос
мировой оперной сцены. Теперь маэстро хочет посвятить себя благотворительности и
преподаванию. Молодые дарования (счастливчики!) могут рассчитывать на его советы и
помощь…

* * *

«Король верхнего «до» (Паваротти — первый тенор в истории оперы, которому удалось
спеть все девять нот «до» второй октавы в одной из сложнейших вокальных партий
Доницетти) приготовил для публики самые известные номера: партии из опер,
классические произведения, знаменитые неаполитанские песни и, конечно же, песни из
«золотого» репертуара. Одни — под фортепиано, другие — с оркестром.

В день концерта в кассе Ледового дворца, рассчитанного на 12 тысяч зрителей, продавали
билеты от полутора до 15 тысяч рублей («дешевые» — по тысяче рублей — раскупили
заранее). Распространители предлагали VIP-места в первом ряду за 20 тыс. руб. (!).
Заплатив такие деньги, можно было после концерта поужинать вместе с великим
Паваротти в Строгановском дворце…

* * *

Великий итальянец родился в семье пекаря. Его отец, большой поклонник оперы, пел в
хоре и водил на вокальные занятия и сына. Дебют Лучано на оперной сцене, после уроков
вокала у опытного преподавателя бельканто, состоялся 29 мая 1961 года в муниципальном
театре Италии. Будущий король бельканто блестяще исполнил партию Рудольфа из оперы
«Богема» Пуччини. Рассказывают, что после дебюта Лучано его отец отправил ему
телеграмму с текстом: «Неплохо, но ты не Карузо!». После второго выступления: «Джильи
пел лучше!». Выступив в третий раз, Лучано опережает отца, телеграфируя ему: «Твой
сын — не Карузо и не Джильи. Он — Паваротти!».

Два года спустя Лучано Паваротти выступал уже на сценах знаменитых театров — в
Венской опере, Covent Garden. А вскоре дебютировал и в La Scala, Metropolitan Opera.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры