издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Нет таких слов, чтобы выразить нашу любовь!"

Никто не даст Алисе Фрейндлих 70 лет! И свой возраст она не скрывает. "А в чем секрет, что вы всегда юны? -- спели имениннице петербургские актеры. -- А в том, что, став актрисою, остались вы Алисою, Алисою из сказочной страны...".

…Сначала была премьера театральная. Художественный руководитель Санкт-
Петербургского театра имени Ленсовета — заслуженный деятель искусств России и
Киргизии Владислав Пази поставил для юбилярши спектакль «Оскар и Розовая Дама».

«Свежая» пьеса талантливого французского драматурга, философа и музыканта Э.-Э.
Шмитта переведена Ириной Мягковой специально для В. Пази и нигде больше в нашей
стране не поставлена. Это щемящая история последних дней жизни 10-летнего мальчика в
письмах — «Четырнадцать писем к Богу». Оскар неизлечимо болен, ему сделана неудачная
операция, он находится в больнице и знает, что осталось совсем немного дней…

— Такую роль можно играть, только обладая мощными личными качествами. Ее не сыграет
даже очень сильная актриса, если у нее нет за душой разнообразно прожитой жизни,
душевной мощи, мудрости, человечности, нет настоящего, серьезного, — считает
Владислав Пази. — Не хочу никого обижать, но сегодня у нас в стране никому, кроме
Алисы Бруновны, не сыграть эту пьесу. Она — грандиозный талант и человек, который с
этим материалом может быть срифмован. Это абсолютно ее пьеса.

— Как вам работалось с прославленной актрисой?

— Работа была интересная, подчас — трудная.

Алиса Бруновна — великолепный партнер. Для меня это — самое замечательное качество.
Мудрая актриса, откликающаяся на предложения режиссера, безусловно, идущая за ним. В
каких-то вопросах она была мудрее меня, могла не согласиться с моей трактовкой…

«Оскар и Розовая Дама» — моноспектакль. На сцене у актрисы партнеров нет. Речь идет о
партнерстве режиссера и артистки. Фрейндлих одна играет за всех — за мальчика, за
пожилую сиделку Розовую Даму, приходящую к нему, за его родителей, врачей, за девочку,
в которую Оскар влюблен.

Спустя 20 лет А.Фрейндлих, с 1983 года — актриса БДТ, вышла на ту сцену, на которой
блистала в шестидесятые и семидесятые годы в замечательных спектаклях Игоря
Владимирова. Именно в «Ленсовете» сыграны роли, которые до сих пор помнят зрители:
Элиза Дулиттл, Джульетта, Принцесса из спектакля «Трубадур и его друзья», арбузовские
Таня и Лика, Гелена из зоринской «Варшавской мелодии», Селия Пичем из «Трехгрошовой
оперы», Катерина Ивановна из «Преступления и наказания», Катарина из «Укрощения
строптивой», Альдонса из «Дульсинеи Тобосской»…

Когда-то Игорь Владимиров, супруг и режиссер, сказал Алисе: «Твой стиль — мальчишка-
сорванец. И не меняй его никогда». А знаменитый Б.В. Зон, педагог Ленинградского
театрального института, в котором училась будущая суперзвезда, первым заметил ее
таланты и написал ей: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из ваших
склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае вы повсюду успеете и
будете счастливы». Ей прочили «острохарактерные» роли, советовали играть мальчишек и
«возраст». Одна из звездных ролей — Малыш, который дружил с Карлсоном. И вот к
своему юбилею Алиса Бруновна сыграла мальчика на сцене и 90-летнюю старуху — в
кино. Петербуржцы первыми увидели новый фильм московского режиссера Константина
Худякова (у него Фрейндлих снималась в картине «Успех») «На верхней Масловке» по
повести Дины Рубиной. Это был его подарок к юбилею, взятый прямо с монтажного стола.

— Чтобы наверстать разницу в возрасте, гримеры подчеркивали мои морщины, оператор
«состаривал» меня с помощью освещения, — рассказывает актриса.

* * *

Свой день рождения Алиса Фрейндлих провела на сцене. БДТ, куда она
перешла из «Ленсовета» по приглашению Г.А. Товстоногова и где работает по сей день,
устроил торжественный вечер для любимой актрисы.

Сначала именинница вместе с Олегом Басилашвили сыграла новеллу из спектакля
«Калифорнийская сюита», где ее героиня, голливудская актриса, собирается на церемонию
вручения «Оскара». После этого началось чествование. Актеры на руках вынесли на сцену
свою блистательную партнершу. Зал встал и долго аплодировал. Первое слово взял
Кирилл Лавров, художественный руководитель театра.

— Невозможно найти слова, чтобы определить нашу любовь, наше уважение к тебе,
дорогой наш человек по имени Алиса…

Все гости говорили об этом же. Никакие титулы, звания, награды не надо перечислять,
достаточно сказать «Алиса Фрейндлих», и все. Гениальная актриса, великая, выдающаяся,
несравненная, неповторимая, божественная, образец истинной петербургской
интеллигентности… — это все о ней.

На мотив всенародно известной песни «У природы нет плохой погоды…» из «Служебного
романа» братья-актеры пропели:

— К званию прекрасному «Алиса» можно ничего не добавлять…

(Кстати, автор музыки — композитор Андрей Петров, так же, как и А. Фрейндлих,
почетный гражданин Санкт-Петербурга, пришел поздравить любимую актрису.)

А Михаил Швыдкой пошел еще дальше:

— Нашу страну можно назвать страной чудес, поскольку в ней живет чудо по имени
Алиса!..

Поздравлять юбиляршу пришли губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко,
представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов,
другие официальные лица.

Швыдкой вышел на сцену с … плетеной корзинкой. В ней оказались необычные подарки:
молоток, гвозди, лампочки… «Как-то раз я прочитал в интервью, что Алиса Бруновна
любит собирать грибы (вот для чего корзинка), а от депрессии спасается тем, что начинает
заниматься домашним хозяйством: вкручивать лампочки, забивать гвозди… Гвозди,
признаюсь, я стырил со стройки Мариинского театра», — слова руководителя
Федерального агентства по культуре и кинематографии утонули в хохоте и аплодисментах.

Весело прозвучали поздравления бывших партнеров Алисы Бруновны по сцене Театра
Ленсовета — народных артистов России Михаила Боярского, Сергея Мигицко, Ларисы
Луппиан. И молодых, еще нетитулованных, служителей Мельпомены из «Комиссаржевки»,
которая была ее первым театром.

На радость собравшейся публики на сцену выходит прибывший из Москвы Евгений
Миронов. Ученик Табакова «от имени и по поручению» зачитывает поздравления, вручает
цветы и — уже от себя — признается Алисе в любви, в том, что ему теперь не хватает ее,
называет «своей королевой». «Она умело пользуется чарами и зацепила меня на крючок».
Зрители узнают, что называется, из первых уст, как Миронов и Фрейндлих снимались в
новом фильме К. Худякова: «Мы весело проводили время, так хохотали во время съемок!
Даже во время сцены смерти…».

— А сейчас — сюрприз! — говорит Евгений. — Вчера в Москве вас, Алиса Бруновна,
наградили премией имени Станиславского. Сообщаю, что зал при этом известии
разразился овацией. Все преклоняются перед вами, Королева!

От родного театра именинница получила в подарок плазменный телевизор. Как
признались Лавров и Фрейндлих, оба не знают, что это такое…

— Я знаю только две кнопки у телевизора: «вкл.» и «выкл.», — сказала Алиса Бруновна.

Финальная сцена: внуки Аня и Никита дарят любимой бабушке цветы и поют песенку.
Выстраивается невероятная очередь: поклонники таланта замечательной актрисы хотят
вручить ей букеты. «Я полна любви!» — говорит она на прощание словами своей героини
Розовой Дамы…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры