издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Деньги за "погляд"

  • Автор: Виктор ПОПОВ, заместитель директора Прибайкальского национального парка

В средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос о возможном введении платы за посещение особо охраняемых природных территорий, в том числе и нашего Прибайкальского национального парка. Не буду скрывать, этот вопрос инспирировали мы сами. Трактовка проблемы и отношение к ней людей, как и следовало ожидать, неоднозначны. Постараюсь объяснить для читателей точку зрения национального парка на этот вопрос: почему надо платить за посещение национального парка и с чем это связано?

За посещение национальных парков платят в большинстве
стран мира. Причем именно за посещение. А за
предоставленные услуги посетители платят отдельно. Размеры
и формы оплаты самые разнообразные. В США, например,
есть так называемая «золотая карточка», дающая владельцу
право на посещение всех национальных парков на территории
страны в течение года. В африканских парках плата за
посещение составляет значительную часть их собственного
бюджета, в то время как в США она идет в федеральный бюджет, из которого парки
финансируются. Недавно мне говорили в одной из турфирм,
в качестве примера, что они были в парках США, но с
них за это ни цента не взяли. Ну что же, значит, надо
отметить высокое качество работы принимающей стороны,
которая заплатила деньги, так что гости и не заметили
этого. А вот в Германии с посетителей национальных парков
денег действительно не берут. Там считается, что гражданин
уже оплатил посещение федеральным налогом, из которого
финансируется деятельность государственных охраняемых
территорий. Но бюджетное финансирование в Германии несравнимо
с российским. Оно позволяет паркам жить безбедно.

Как же обстоят дела в России? В федеральном законе об
особо охраняемых территориях взимание платы за посещение
не прописано. Но упоминание о ней есть в индивидуальных
положениях большинства особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
В большинстве регионов плата за посещение ООПТ установлена местными законодательными
актами. В Тункинском и ставшем популярным в последнее
время Забайкальском национальных парках, находящихся
на территории Бурятии, плата за посещение берется согласно
постановлению Совмина республики. Платят люди деньги
и за посещение Байкальского и Баргузинского заповедников.
Получается, что и в мировой практике, и в России плата
за посещение охраняемых территорий скорее норма, чем
исключение. В Иркутской области плата за посещение Прибайкальского
национального парка тоже была установлена губернатором
в середине девяностых годов, но вскоре ее отменили
по протесту прокуратуры.

Прибайкальский национальный парк
плату за посещение в небольшом количестве сейчас
все-таки частично собирает. Она основана на договорах
с отдельными туристическими фирмами плюс добровольные
взносы граждан на предотвращение экологического ущерба.
Размеры таких платежей можно считать символическими
— 12 рублей с человека в сутки. А вот к той плате,
которую собирает муниципальное предприятие «Мухор» в
Ольхонском районе, наш парк никакого отношения не имеет.

Настойчивое внимание к этому вопросу с нашей стороны объясняется тяжелым
экономическим положением парка (и остальных ООПТ) и
прогрессирующим загрязнением берегов Байкала. Не буду
приводить цифры, но реальное бюджетное финансирование
в настоящее время не способно обеспечить нормальное
функционирование охраняемых территорий. Причем, по всем
прогнозам, ситуация будет ухудшаться. На 2005 г. в федеральном
бюджете предусмотрено сокращение расходов на охрану
окружающей среды на 15,8%. Надежд нет и на областной
бюджет, который в 2005 году будет дефицитным.

Выход один — зарабатывать средства на содержание парка
собственными силами, хотя возможности охраняемых территорий
сильно ограничены и в этом. К примеру, средства от аренды
земли под турбазы коммерческими предприятиями (700-800
тыс. руб. в год) полностью уходят в
федеральный бюджет. Сколько угодно долго можно говорить
о необходимости зарабатывать на туризме, но для этого
надо вначале вложить значительные средства в создание
инфраструктуры. А начального капитала у парка тоже нет.
Возможности получения российских или зарубежных грантов
в последнее время ограничены: интерес к Байкалу
у благотворительных фондов пропал. Надежды на спонсоров
никакой: у нас гораздо охотней дадут деньги на корону
и наряды для очередной «мисс», чем на охрану окружающей
среды. В такой ситуации введение платы за посещение
территории может стать серьезным и, пожалуй, единственным
подспорьем для охраняемых территорий, чтобы пережить
трудное время.

Отсутствие средств для охраняемых территорий — это лесные
пожары, браконьерство, неорганизованный и неконтролируемый
туризм и связанное с ним загрязнение побережья, это
разрушение экосистем и, как следствие, снижение привлекательности
Байкала для туризма. Пора понять, что для нормальной
работы одного энтузиазма сотрудников не хватит. Нужны
еще и средства оперативной связи, горюче-смазочные материалы,
запасные части для техники, спецодежда и снаряжение
для тушения пожаров…

Мне приходилось беседовать на эту тему с разными людьми.
Большинство из них проблему понимают, но часто спрашивают:
как будут использованы полученные средства? Также
часто утверждают, что эти средства должны быть направлены
исключительно на уборку мусора. Считаю подобную трактовку
не совсем верной, поскольку никаких собранных с посетителей
средств на решение проблемы с мусором все равно не хватит. Приведу
только одну цифру, недавно прозвучавшую на «круглом
столе» в МЧС. Заместитель руководителя администрации
Иркутского района заявил, что на уборку мусора и поддержания
чистоты в одной только Листвянке необходимо… 10
млн. рублей в год! Это более половины нынешнего годового
бюджета парка. Средства на уборку мусора необходимо
искать в других источниках, а главное — помнить: чисто
не там, где убирают, а там, где не мусорят. Но это проблема
культуры и воспитания. Средства, собранные с посетителей,
должны идти на поддержание деятельности парка: на ГСМ
и запчасти, на борьбу с пожарами и браконьерами, на
оборудование и содержание туристических троп и стоянок,
в том числе и на уборку мусора с этих стоянок. В том,
что средства пойдут на пользу парку и, следовательно,
Байкалу, сомневаться не стоит. Парк — бюджетная организация,
и все его расходы находятся под жестким контролем.

Естественно, что реакция на введение платы на посещение
особо охраняемых территорий (если она когда-то будет
введена) окажется не однозначной. Мы отдаем себе отчет,
что не все эту идею поддержат. Скорее всего, сопротивление
будет и со стороны туристических фирм, чей бизнес тесно
связан с Байкалом. Но здесь крайне важно установить разумные,
приемлемые для большинства населения размеры платы.
Туристические фирмы, если они не временщики, поймут,
что для их развития и долгого, успешного бизнеса важно
поддерживать чистоту Байкала, сохранять его привлекательность,
иначе туристы не поедут. Тогда тур деятельность потеряет
смысл. Основной ресурс туристического бизнеса — не
гостиничные номера, пусть даже с претензией на люкс, а неповторимая
природа Байкала.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры