издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Замки на песке

  • Автор: Юрий БАГАЕВ, "Восточно-Сибирская правда"

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области
выразили свое несогласие с проектами Лесного и Водного
кодексов, которые внесло на утверждение в Государственную
Думу правительство. Народных избранников вполне можно
понять. Все, что составляет основу экологической среды в
Прибайкалье и одновременно является источником для
развития ее производительных сил, теперь должно перейти в
федеральную собственность. Проектом закона также
предусмотрена возможность передачи «лесов, полей и рек», как
поется в задушевной советской песне, в частную
собственность.

Для депутатов и местной исполнительной власти это
означает, что они будут приставлены беречь и приумножать
чужое добро. Чужое в том смысле, что все доходы от его
использования в соответствии с новыми законами будут
зачисляться на счет федерального бюджета. А местным
начальникам предложено заботиться о сохранности природных
богатств, беречь их от пожаров из спортивного интереса. Для
простых граждан федеральные законы принесут еще более
ощутимые неожиданности. Например, для того, чтобы
отправиться за грибами или ягодами в соседний лесок,
местным жителям придется заручиться разрешением от его
владельца. А ведь он может и заупрямиться.

Но не успели высохнуть чернила под отрицательным
отзывом депутатов на злокозненные намерения федералов, а
правительство приготовило новый сюрприз. На минувшей
неделе кабинет министров одобрил проект закона «О недрах»,
который вскоре поступит на рассмотрение в Государственную
Думу. По замыслу авторов, новое законоположение должно
увеличить эффективность использования полезных ископаемых
и предусматривает для этого ряд весьма своевременных мер.

Трудно возражать против вполне рыночного намерения
власти ввести аукционы на разработку недр и предоставлять
преимущественное права для осуществления этой деятельности
российским компаниям. Можно согласиться и с тем, что при
выделении участка для разработки природных ресурсов теперь
будет учитываться, сколько средств вложено соискателем в
геологическую разведку. Но совершенно непонятно, почему
новым законопроектом от управления недрами устраняются
власти тех регионов, в границах которых полезные ископаемые
и расположены.

Впрочем, не на все богатства замахнулись федеральные
чиновники. В компетенции местных властей остается право
регулировать добычу и использование торфа, гравия, песка и
глины. А вот что касается нефти, газа, редких металлов, то тут
российская власть не намерена поступиться ни одной из своих
привилегий. «Мне сверху видно все, ты так и знай» — сурово
указывают местным органам из высоких московских кабинетов
и вмешиваться не велят.

А между тем использование недр для добычи полезных
ископаемых влечет за собой активное вмешательство в
природную среду, которая во многих случаях остается для
местного населения источником существования. Куда
население пойдет жаловаться на слишком ретивых
«добытчиков», которые в погоне за собственной прибылью
могут забыть, что, кроме природных богатств, есть еще и люди?
По логике, обращаться надо в местный муниципалитет, который
отвечает за экологию своей территории. Однако в случае
реализации правительственных инициатив делать это будет
бесполезно, потому что закон «О недрах» не оставляет
муниципалитетам никаких прав в сфере регулирования
недропользования. А Минприроды далеко, его из тайги не
видно.

Стоит ли сомневаться, что новый закон, когда он
поступит для обсуждения в региональные парламенты, ждет та
же судьба, что и проекты Водного и Лесного кодексов.
Одобрения со стороны местных политиков он не получит.
Многие депутаты и без того говорят о весьма тревожной
тенденции, которую можно назвать «федерализацией»
региональной природной собственности. В результате
сокращается доходная база бюджета территорий, поскольку
налоги от использования этой собственности тоже утекают в
центр.

Впрочем, наступление на права регионов идет и по
другим направлениям. Если с этой точки зрения взглянуть на
реформу избирательной системы, то станет очевидным, что
выборы российского парламента только по партийным спискам
без участия одномандатных округов лишают территории
полноценного представительства в высшем органе
законодательной власти. Во всяком случае, на первом этапе
действия этого закона, пока на местах не сформировались
сильные отделения политических партий, представители
которых смогли бы отстаивать интересы регионов.

Этот очевидный недостаток предлагалось
компенсировать изменением принципа формирования Совета
Федерации. Речь идет о выборах сенаторов от территорий
прямым всенародным голосованием, как прежде население
наделяло властью депутатов Государственной Думы. Однако,
похоже, эта реформа не вписывается в новый формат
отношений, которые складываются между федеральной и
местной властью.

Песок и глина, которые правительство намерено оставить
в распоряжение регионов, могут, конечно, пригодиться в
хозяйстве. Но для прочности нужны другие материалы. Всем
известна судьба сооружений, которые строятся на песке.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры