издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Соло для актрисы

  • Автор: Лора ТИРОН

На столе передо мной лист из блокнота с мелким округлым почерком: перечень главных ролей, которые играла в течение нескольких десятилетий эта актриса. Роли перечислены не все, а наиболее значительные, иначе бы на одном листке из блокнота просто не хватило места.

«Список главных ролей можно умножить, если надо», —
подписала актриса на самом кончике листка. И в этой
приписке я почувствовала сквозь строчки ее вздох…

Этот список понадобился, когда выясняли точное
количество сыгранных ею ролей с 1948 года, т. е. со
времени ее приезда в Иркутск. Но, наверное, точной
цифры так и не вывели. А надо ли?.. Примерное
количество знаем — более ста пятидесяти ролей.
Гораздо важнее другое. Всю большую жизнь актрисы
невозможно уложить в ряд сухих цифр, какими бы
впечатляющими они ни были. За цифрами хочется
разглядеть живое сердце, вмещающее в себя за одну
свою жизнь сотни чужих, согревающих их своим теплом и
дыханием. Порой это сердце задыхалось в тисках
непонимания или чьей-то злобы, а слезы застилали
глаза от нанесенной кем-то обиды, от личных неурядиц,
но зритель не должен был видеть проявлений слабости.
Роль требовала быть успешной, радостной,
жизнеутверждающей победительницей. И актриса выходила
на сцену именно такой. Это закон актерской профессии.

Из всех статей, написанных о заслуженной артистке РФ
Капитолине Ивановне Мыльниковой, на мой взгляд,
лучшие Натальи Флоровой из Твери. Она уловила и
почувствовала в этой актрисе глубокую боль,
затаившуюся в ее глазах, какую-то неразгаданную тайну.

По характеру Капитолина Ивановна человек замкнутый,
разговорить ее нелегко, она не расположена к пустым
разговорам «ни о чем». Зато она вся открыта на сцене.
Наблюдая ее в спектакле «Соло для часов с боем»
Освальда Заградника в роли пани Конти, я читала в ее
глазах, обращенных в зал, даже в минуты молчания
крик: «Люди, а ведь я вам еще многого не успела
сказать!» И это скорбное, замкнутое и надменное
выражение лица. Оно изумительно прекрасно. При всей
беспомощности и одиночестве пани Конти она никогда не
унизится до просьб, обид или мелочных выяснений.
Сколько в ней материнской любви, пусть и разрушенной
временем, сколько смятения, страдания, боли! Она
говорит о предназначении женщины — спасительницы
мира, всепрощающей матери, хрупкой и сильной,
понимающей душу человека.

Ее дипломной работой в театральной студии при
новосибирском театре «Красный факел» была роль
Надежды Монаховой в горьковских «Варварах». Годы
учебы в студии… Счастливое время, молодость,
влюбленность в жизнь, в людей, в театр! Впереди —
большое и яркое будущее. Каждый из ее друзей верил,
что действительно так и будет. А имя педагога, у
которого она училась, само по себе было знаменитым и
звонким: Вера Павловна Редлих, воспитанница второй
студии МХАТ. А это значит, заветы именитых «стариков»
Капитолина Ивановна получила, что называется, из рук
в руки, традициям школы русского психологического
театра была верна всю жизнь. Не каждому, даже
одаренному, актеру удается в определенный период
времени быть выразителем этого времени,
сконцентрировать его дух, его мощь, надежду.
Капитолине Ивановне это удалось. В послевоенные годы,
годы ее молодости, в людях жила вера в добро, в
справедливость, счастливое будущее, и ее героини
утверждали это. Катя Татаринова из «Двух капитанов»
В. Каверина, Надежда Коврова из «Весны в Москве» В.
Гусева, Люся из пьесы В.Розова «Ее друзья» — героини
порывистые, открытые, искренние, честные,
непримиримые к подлости и злу — звали и зрителей
быть такими.

К. Мыльникову обожала иркутская молодежь и зачисляла
в ряды своих кумиров. Ее творческую судьбу можно
считать счастливой: главные роли в таких пьесах, как
» Волки и овцы» А.Островского, где она сыграла
Глафиру, «Последние» М.Горького, роль Софьи, «Свадьба
Кречинского»
А.Сухово -Кобылина, роль Атуевой, роль Тани в
одноименной пьесе А.Арбузова…
Ее героини умели сочетать с лиричностью, обаянием,
музыкальностью внутреннюю сдержанность, собранность,
строгость, такт. В спектаклях «Верность» В. Пановой
(Надежда Милованова), «Варшавская мелодия» Л.Зорина
(Гелена), «Пять вечеров» А. Володина (Тамара) актриса
создала акварельно-прозрачные и в то же время
объемные, сложные образы своих персонажей.
Противоречивые черты женской натуры шлифовались ею до
блеска, вызывая у зрителей восторг, нежность, любовь,
сочувствие. Женщина как личность, как человек, ее
право на достоинство и самоуважение — в этом искала
актриса суть характера своих героинь. Нельзя не
вспомнить одну из последних, значительных ее работ —
роль актрисы в пьесе Э.Радзинского » Старая актриса
на роль жены Достоевского», где она в очередной раз
продемонстрировала публике высокую работоспособность,
темперамент, живой, современный взгляд на историю,
литературу, искусство.

Капитолина Ивановна — человек в жизни не суетный. Она
живет так, будто в запасе у нее целая вечность. Да и
куда торопиться в этом безумном мире и ради чего?!..
В спектаклях сейчас она занята мало, вот это
беспокоит и удручает. Без работы она не может жить,
работа заменяет ей воздух. Спектакль, в котором
актриса сейчас выходит на камерную сцену
драматического театра — «Соло для часов с боем» в
постановке Олега Пермякова, — она очень любит. Ее
пани Конти женщина необычная. Она трогательна,
кокетлива, нежна, упряма, горда, умна, обоятельна,
ранима и… несчастна. Ее Конти похожа на
благоухающий цветок при первом появлении, ее монологи
умны и ироничны, но чем больше мы узнаем эту женщину,
тем яснее чувствуем ее одиночество, ее трепетное
сердце, ее нерастраченное душевное тепло, отдавать
которое некому. Близких рядом с ней нет, и эти
встречи у пана Абеля (Виталий Венгер), где собираются
старики дружной компанией, становятся единственной
отдушиной и смыслом жизни. Пани Конти появляется
впервые на сцене в красном, а чуть позже выносят
букет ярко-красных гвоздик.

Красный цвет как символ радости, торжества над
обыденностью выбран художником спектакля Александром
Плинтом не случайно. Цвет диссонирует с окружающим
спокойным цветовым пространством. И пани Конти здесь
как яркий представитель этого солнечного начала. Там,
где появляется эта женщина, приходит конец унынию и
спокойному обывательскому уюту. Она не соглашается со
старостью, хотя понимает, что все уже в прошлом, но
соглашаться с тихой скромной старостью — «Нет, нет,
конечно нет!» А эти деревянные домики-часы,
напоминающие скворечники. Они — символы
кратковременного нашего пребывания на этой земле. Они
отсчитывают минуты, года, столетия… Многое меняется
в этом мире. Но неизменной остается только любовь. И
когда этой любви недостает или когда она отсутствует
вовсе, мир вокруг становится леденяще-холодным,
мрачным и пустым. Почему дети, вырастая, забывают о
тех, кто был когда-то для них самым дорогим на свете?
Этот спектакль волнует, тревожит, бередит память.
Хочется сорваться и бежать к любимой бабушке, к
родителям, говорить им добрые слова, просить
прощения, каяться за невнимание и бесконечно любить
их…

17 апреля в спектакле «Соло для
часов с боем» Капитолина Ивановна вновь выйдет на
сцену к своему зрителю, к которому выходит на
протяжении вот уже 60 лет. Низкий поклон вам, любимая
иркутянами, замечательная актриса. Пусть ваш голос
еще долго звучит на подмостках этой сцены, пусть
бередит душу, взывает к любви, сочувствию и
пониманию.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры