издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Партийная касса

  • Автор: Беседовала Наталия АНТИПОВА, "Политический журнал"

Пять рублей за каждого избирателя получат политики из федерального бюджета Почему власть дает политическим партиям дополнительные льготы и большие бюджетные деньги? Какой "адекватной реакции" ждет государство от политических структур? Об этом рассказывает заместитель председателя Центральной избирательной комиссии РФ Олег ВЕЛЬЯШЕВ.

— Олег Юрьевич, не является ли государственное
финансирование партий определенным рычагом
воздействия на них?

— Так может показаться, но на самом деле это не
госконтроль. Цели финансирования предельно понятны. Во-
первых, необходимо компенсировать расходы партии,
участвовавшей в избирательной кампании. Во-вторых,
государство заинтересовано в том, чтобы упорядочить
финансовую составляющую политического процесса в целом
и придать ему открытый и гласный характер. Сегодня
финансовая составляющая партий не ясна избирателям,
налогоплательщикам, и понятно, что их интересуют эти
вопросы.

— Но ведь государство выделяет деньги лишь тем
партиям, которые преодолели 3-процентный барьер,
значит, на саму предвыборную кампанию деньги все
равно придется брать у олигархов.

— Государство не хочет, чтобы политические партии
спонсировались коммерческими структурами. Как правило,
это осуществляется неофициально, с нарушением
законодательства. Партии тратят большие деньги на свои
избирательные кампании. Где их брать? Власть идет
навстречу, и в новом избирательном законодательстве
спонсирование со стороны государства увеличено. Это даже
не спонсирование, а последовательная государственная
политика.

— Партии, получившие деньги от государства,
должны оставить их на «черный день» и тратить только
во время следующей избирательной кампании?

— Естественно. Эти деньги они получают не сразу, а
каждый год. Для текущих партийных расходов есть
партийные взносы и другие законные источники. Разумеется,
одних только денег, которые выделяет государство, не хватит.

— Нет ли противоречия в том, что граждане платят
налоги, из которых, в частности, финансируются
определенные партии, а поддерживают они совершенно
другие политические структуры?

— Закладываемые в бюджет средства на финансирование
политических партий носят целевой характер. На выборах
избиратель голосует за ту или иную партию, и он определяет
ту долю средств, которую она получит. Обижаться можно
только на себя. Если вы симпатизируете и голосуете за
партию, которая набирает меньше 3%, значит, она слабая, не
пользуется авторитетом в обществе, не поддерживается
избирателями. Ну и симпатизируйте дальше! Вы можете ее
финансировать всю жизнь, но она никогда не окажется в
парламенте. Это выбор избирателя. Каждая партия сегодня
ставит перед собой задачу завоевать электорат: чем больше
избирателей она привлечет, тем больше средств из
федерального бюджета получит.

— Были ли у политических партий серьезные
финансовые нарушения, например, перерасход денежных
средств во время избирательных кампаний?

— За перерасход предельного размера средств
избирательного фонда предусматривается привлечение к
ответственности. Но таких случаев в нашей практике не было.
Многие партии не тратят и половины своего избирательного
фонда. На последних парламентских выборах у предела
стояли две партии — «Единая Россия» и СПС.

— Это официальные данные, но есть еще и
неофициальные…

— Судов никаких не было, а говорить и строить догадки
можно сколько угодно. Все партии ведут свои расчеты:
считают деньги, определяют суммы на одного избирателя…
Никто еще не доказал, что какая-то партия имела помимо
своего избирательного фонда дополнительные расходы.

— Проводятся ли какие-то независимые расчеты:
сколько партия тратит денег во время предвыборной
кампании на рекламу, на агитацию, на массовые акции и
т.д., чтобы определить подлинность партийных
финансовых отчетов?

— Во время избирательной кампании каждая партия
представляет несколько отчетов о расходовании средств, а по
ее итогам — сводную таблицу. В этих отчетах указываются все
мероприятия, проведенные политической партией. Мы
проверяем, насколько они соответствуют действительности,
привлекаем соответствующие федеральные структуры,
имеющие доступ к определенным источникам, сведениям и
т.д. В период избирательной кампании в ЦИК поступают
сигналы о тех или иных мероприятиях, мы эти обращения
также проверяем.

Сегодня политические партии достаточно серьезно
готовятся к избирательным кампаниям. Другое дело, что
иногда несвоевременно представляются финансовые отчеты.
Такой недостаток есть. Но, например, «Единая Россия», СПС
и ЛДПР быстро и качественно отчитываются о своей
деятельности, что говорит о том, что во всех региональных
структурах работа ведется четко, есть карточки учета, которые
можно обобщить, сформировать сводный отчет и представить
его в установленные сроки. Там, где такой четкой работы нет,
возникают сложности. Если отчет составлен кое-как, мы
будем задавать неприятные вопросы.

— Чтобы все проверить, ЦИК должен обладать
информацией обо всех мероприятиях, проводимых
политической партией, но ведь вы можете о каких-то
мероприятиях просто не знать…

— Можем и не знать. Но для этого есть соответствующие
структуры. Во-первых, на местах работают региональные
избирательные комиссии, которые ведут определенный
мониторинг. Во-вторых, к нам поступают сигналы. Как
правило, от политических конкурентов.

— Несколько лет назад предельная сумма
избирательного фонда была небольшой, и поэтому
предвыборные кампании финансировались в основном
неофициально — «черным налом». Сейчас эта сумма
увеличена. Как она рассчитывалась и насколько
приемлема сегодня?

— По закону о выборах депутатов Госдумы 1999 года
предельная сумма избирательного фонда политической
партии, участвующей в кампании, составляла 25 миллионов
рублей. Расчет был простой: максимальная сумма
расходования средств не должна была превышать более чем в
250 тысяч раз минимального размера оплаты труда — 100
рублей. В 2002 году закон был изменен и предельный размер
избирательного фонда был увеличен до 250 миллионов
рублей.

Выборы 1999 года показали, что 25 миллионов рублей —
это слишком мало. Фонды практически всех партий были
заполнены под завязку, и почти все средства были
израсходованы. Поэтому было решено увеличить эту сумму в
десять раз. Исходя из этого господдержка политических
партий тоже теперь увеличена в десять раз — с 50 копеек за
один голос избирателя до 5 рублей. Эти суммы
индексируются с учетом инфляции.

— В новом законе появились региональные
избирательные фонды. Что они дадут партиям?

— Да, это новая норма, непривычная. Сколько у партии
отделений, столько фондов она может создавать. У партии
появится больше возможностей оплачивать проводимые
мероприятия в регионах без задержек, и не надо будет гонять
средства по регионам из Москвы, что всегда было сложно. В
избирательный фонд можно внести хоть миллиард рублей, но
использовать можно только 250 миллионов.

И вся ответственность возлагается на партию, а не на
региональные отделения. Если партия допустит перерасход из
избирательного фонда более чем на 5% (от 250 миллионов это
12,5 миллиона рублей), может быть отменена регистрация
этой партии как участника избирательной кампании. Если
сумма превысит 10%, могут быть отменены результаты
выборов. Поэтому перед партией стоит задача контролировать
финансовую деятельность своих региональных отделений.

Сейчас до сих пор звучат предложения снять все
ограничения. На наш взгляд, этого делать нельзя.
Существующие ограничения обеспечивают равенство
политических партий во время избирательной кампании. У
всех разные возможности: есть партии-тяжеловесы, есть
структуры послабее.

— Поможет ли новый закон о выборах депутатов
навести финансовый порядок в политических структурах?

— Мы рассчитываем на то, что установятся более четкие
условия финансовой деятельности политических партий —
участников избирательного процесса — и в плане
государственной финансовой поддержки, и в открытости
финансовой деятельности, и в отчетности. Кроме того, мы
устранили одно противоречие, которое было в старом законе.
Многие политические партии обладают движимым и
недвижимым имуществом, и в период избирательной
кампании прежнее законодательство предусматривало, что
использование этого имущества должно оплачиваться из
избирательного фонда. Получалось, что партии дважды
платили за свое имущество. Новый закон предоставил им
право бесплатно использовать в ходе избирательной кампании
свое движимое и недвижимое имущество. Но это не касается
ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов.

Новый закон пошел навстречу политическим партиям.
Предоставлены дополнительные льготы, облегчено их участие
в избирательной кампании, повышена финансовая поддержка
со стороны государства. Поэтому мы рассчитываем на
адекватную реакцию с их стороны.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры