издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Живет деревня праздником

Четвертый год Черемховское отделение Белорусского областного общества имени Черского (председатель Василий Ракито) проводит народный праздник купальской ночи в таежной деревне Инга, на берегу тихой холодной саянской речки Ингушки.

!I1!Праздник Ивана Купала начинается вечером. Но выезжают
участники утром, потому что «священная поляна» от города
Черемхова далековато. Около ста километров. Воздух — не
надышишься после городской пыли.

Счастливая мысль проводить в Инге
народное гуляние в честь древнего славянского праздника
пришла к Василию Ракито,
чистокровному белорусу, приехавшему
после окончания института на
машиностроительный завод. Сибирь стала его второй
родиной. Седина покрыла голову, а душа потянулась к
истокам. Василий вошел в областное общество белорусской
культуры и возглавил Черемховское отделение.

…К восьми часам вечера потянулись группы горожан и
селян по улице к месту открытия праздника — сельскому клубу.

Светло и солнечно шли по деревне женщины в
национальных одеждах. Какие на них сияющие белые кофты
и фартуки, украшенные вышивкой, вышитые ободки на
головах, ромашковые венки! Участницы хора приехали из
поселка Михайловка, костюмы своими руками шили и
вышивали. Руководит хором Татьяна Сорока, сама
первоклассная певунья.

На крыльцо клуба поднимаются
организаторы, ведущие из районного Дома культуры.
Приветствует участников и поздравляет с праздником мэр
Черемховского района Александр Скворцов, выступает
заместитель мэра города Черемхова Владимир Казачук.
Хозяин и председатель общества Василий Ракито приглашает
гостей войти в клуб на обряд имянаречения.
Сельский клуб невелик, но с любовью убран и наряжен, в
глубине мини-музей народного быта с прялицей и
чугунками, вышивками и традиционным самоваром. А в
центре сидят четыре мамы с грудничками,
полуторамесячными жителями Инги. Это две девочки и два
мальчика. За их спинами стоят серьезные отцы.

!I2!После вручения родителям свидетельств о рождении
малышей и подарков от администрации и друзей всех
приглашают на праздничную поляну, где вручают награды от
белорусского президента участникам освобождения
Белоруссии от фашистских захватчиков. Шествие по длинной
улице нарядных поющих людей в венках, украшающих
головы, радует и волнует. Но это только начало.

В центре обрядов купальской ночи —
два главных ритуала, уходящих корнями в языческую
прапамять. Это очищение священным огнем и освящение
купанием в реке. И еще поиски цветка папоротника —
мифического символа счастья влюбленных молодых людей.
Участники, прибывшие из всех селений
и поселков района и города на автобусах и машинах,
расселись на широкие доски, на траву и смотрят и слушают,
как «князь Купалиш и княгиня Купалишна» (Василий Ракито
и Сталина Логинова) ведут плавные речи на русско-
белорусском диалекте.
И вот, наконец, подступают сумерки.

Князь Купалиш призывает
участников на возжигание костра. От реки идут с зажженными
свечами люди в национальных костюмах, в венках, с песнями
под баян. Баянист знатный — друг черемховских белорусов
иркутянин Владимир Риженков. Народ окружает
заготовленную для костра пирамиду из сухих дров, Купалиш
и Купалишна с факелом обходят вокруг, вспыхивает пламя.
Купалишна ведет хоровод вокруг костра,
хоровод раздвигается, рождается второй ряд.
Начинаются ритуальные игры. Несколько парней со
своими подругами отправляются на поиски цветка
папоротника, на катере уплывают в тайгу. Через костер,
ставший ниже ростом, но широкий, девушки кидают венки
своим дружкам. Кто венок поймает, тот целует девушку.
А затеям нет конца: украли «разбойники» Купалинку.
Плачет Купалишна, обращается к добрым молодцам, чтобы
настигли ворогов, вернули родителям девушку. Только
справились молодцы с трудной задачей, вышли из реки на
берег русалки, закружились в танце, одурманили молодого
Купаля, утащили его на дно реки. Запричитала Купалинка,
обращаясь к русалкам, чтобы отдали ее милого друга. А когда
все страсти улеглись, князь — хозяин праздника поставил
бочонок «узвара» — настоя на травах с хмелем, угощал
белорусским национальным напитком молодых участников
обрядовых игрищ.

!I3!Уже звезды разгорелись и погасли, тонкий серпик
стареющего месяца поднялся над кромкой леса, посветлел
край неба на востоке. А на берегу реки зажегся небольшой
костерок, вокруг расположились романтики и мечтатели.
Зазвучали стихи и песни, экспромты в честь купальской ночи.
Кирюша, восьмиклассник из Черемхова, сочинил короткие и
добрые стихи. Он также смастерил на праздник куклу
Купалинку и символ бога Ярило. Юрий Кузин из села Лохово
читал поэтические нравоучения, серьезные и мудрые.
Взошло солнце — и разъехались гости до следующего праздника.
Сенокос на носу, отбивай, мужик, косу!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры