издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С востока и запада

Вчера в Иркутскую область прибыли участники международного автопробега "Российско-корейский большой путь по Евразии". В пробеге принимают участие депутаты Государственной Думы РФ, парламента Республики Корея, а также корейские бизнесмены. По заявлению одного из руководителей автопробега, депутата парламента Республики Корея Пак Ке Донга, марафон посвящается знаменательным датам - 60-летию окончания второй мировой войны и 60-летию освобождения Кореи: "Осуществляется наша мечта - показать жителям Кореи достижения России. Специальные телевизионные выпуски и газетные публикации расскажут о российском Дальнем Востоке и Сибири".

Организаторами этого мероприятия выступили Дипломатическая ассоциация
государственных депутатов России и Кореи, Движение за мир в северо-восточной
Азии, Исследовательский институт проблем России и Кореи, а также организация
«Путь к жизни и миру». На старте пробега сопредседатель оргкомитета автопробега,
депутат Госдумы РФ Любомир Тян, заявил, что автопробег будет способствовать
укреплению политических, экономических, культурных и межпарламентских отношений
между Россией и Республикой Корея: «Этот проект призван укрепить дружбу народов
России и Кореи, а также расширить возможности для общения между общественными и
политическими деятелями двух стран», — подчеркнул Тян. Он надеется, что
корейские парламентарии, проехав по России в рамках автопробега, используя свой
статус, расскажут деловому миру Южной Кореи об инвестиционной привлекательности
нашей страны.

Корейцы начали знакомиться с Россией одновременно с востока и запада. Первая
группа автомобилистов стартовала из корейского города Пусан 22 июля, а 25 июля
навстречу этой колонне двинулась вторая группа корейских внедорожников, на
которых едут депутаты фракций «Родина», «Единая Россия» и ЛДПР.

Проехав через 17 городов России, корейские и российские депутаты-автомобилисты
встретились в Иркутске, причем корейская делегация получила подкрепление за счет
парламентариев, прибывших авиарейсом. Здесь они примут участие в мероприятии под
названием «Евразийский форум — 2005». В ряде «круглых столов» и конференций политики,
историки, политологи, экономисты, деятели культуры и представители общественных
организаций обсудят вопросы сосуществования различных культур в рамках единого
пространства Евразии, а также перспективы экономического сотрудничества двух
стран. После научной дискуссии участники форума выедут на Ольхон, где
продолжат знакомиться с сибирской экзотикой уже в более непринужденной
обстановке. Кульминацией байкальской части мероприятия должно стать камлание
бурятского и корейского шаманов (в Корее, наряду с христианством и буддизмом,
шаманизм остается традиционной и весьма почитаемой религией).

С берегов Байкала участники юбилейного автопробега отправятся в Сеул, где 15
августа состоятся торжества по случаю 60-летия освобождения Кореи.

Российско-корейский автопробег, как всякое мероприятие, призванное крепить мир и
доверие между странами, заслуживает всяческого уважения. Тем не менее остается
ряд вопросов по существу. Во-первых, непонятно, почему за освобождение Кореи нас
благодарят южные корейцы? Согласно Каирской декларации 1943 года, советские
войска дошли до 38-й параллели, освободив ту часть территории Корейского
полуострова, которая называется теперь Северной Кореей. Южнее 38-й параллели
действовала американская армия. В Северной же Корее сегодня каждый школьник
знает, что японских оккупантов изгнал товарищ Ким Ир Сен и его красные
партизаны, стало быть, благодарить Россию сегодня им не за что (да и не на что).
Многолетнее присутствие отразилось на менталитете южан, и окончание второй
мировой войны они, например, отмечают 15 августа, в день, когда был передан по
радио указ императора Хирохито о принятии условий капитуляции Японии,
выдвинутых США, Британией и гоминдановским Китаем 26 июля. В 1945 году Сталин
расценил одностороннюю капитуляцию Японии перед западными союзниками нарушением
ялтинских и каирских соглашений, тем более что далеко не все части Квантунской
армии указ императора выполнили. Командующий Квантунской армией генерал Ямада
подписал в Чанчуне акт о безоговорочной капитуляции своей армии перед советскими
войсками 19 августа. Только после окончания Южно-Курильской десантной операции
СССР оказался готов принять участие в торжественной церемонии подписания акта о
капитуляции Японии, которая прошла 2 сентября на борту американского линкора
«Миссури».

В России дата окончания второй мировой войны до сих пор законодательно не
утверждена. Поскольку такого дня нет в Федеральном законе «О днях воинской славы
России», ветераны отмечают день Победы над Японией по старинке, 3-го сентября,
согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года. Этот
вопрос год назад ожесточенно обсуждался Государственной Думой. Оказалось, что мы
морально не готовы праздновать окончание войны вместе со всем миром 15 августа,
поскольку тогда десант на острова Курильской гряды выглядит как-то нелегитимно.
С другой стороны, проводить празднования 3 сентября согласно сталинскому указу
Думе показалось неудобно политически. Опять же, нам боязно обидеть некогда
побежденных японцев, которые ныне нам большие друзья и потенциальные инвесторы.
Короче говоря, решать вопрос с победой Госдума уклонилась, виртуозно применив
известный страусиный маневр.

Исторический экскурс был бы неуместен, если бы не проливал свет на некоторую
невнятность концепции автопробега. В самом деле, отчего мероприятие носит сугубо
парламентский характер? Ведь, по большому счету, автопробег больше напоминает
частную инициативу группы энтузиастов, опирающихся на поддержку общественных
организаций и на многочисленную корейскую диаспору в России. Что хотят сказать
корейцы стране, которая 60 лет назад, поссорившись с США, поучаствовала в
разделе их страны на половинки-антиподы? Что бы они ни сказали, похоже, что их
не услышат: официальной позиции РФ нет, как нет в глазах официальной власти ни
победы над Японией, ни разгрома Квантунской армии, ни проблемы 38-й параллели.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры