издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Поверенные в делах населения

Служба по работе с населением - пожалуй, самая хлопотная работа в администрации Иркутской области. Сюда несут свою боль, свою беду те, кто отчаялся искать правду в чиновничьих кабинетах и залах суда. Сюда же, пройдя длинный путь по инстанциям, попадает большинство писем, адресованных высокому начальству - президенту и губернатору. О том, как складывается сегодня диалог между человеком и властью, рассказывает заведующий отделом службы по работе с населением главного территориального управления губернатора области Сергей КУДРЯВЦЕВ.

По сути, мы являемся дополнительным звеном, подстраховывающим систему
местного муниципального управления. Если бы система управления на местах работала
безукоризненно, не было бы необходимости ни в нашей службе, ни в Управлении по
работе с обращениями граждан Президента Российской Федерации. Но иногда властные
структуры на местах недорабатывают, а чаще — в работе с населением упускают
необходимость обосновывать свои решения, забывают разъяснять людям, на основе каких
законных актов и в силу каких причин местная власть рассматривает конкретный вопрос
так, а не иначе. У людей возникает недоверие, ощущение, что их обманули, запутали — и
они ищут правды в области, просят проверить качество работы на местах. Что же, мы
вмешиваемся, обращаемся в структурные подразделения администрации, просим
проверить законность вынесенных решений, факты, направляем ответ заявителю.

Довольно большое количество обращений связано с общим невысоким уровнем
правовой культуры населения. К сожалению, многие люди, особенно проживающие в
сельской местности, не понимают языка законов, теряются, сталкиваясь с практикой
применения нормативных актов. Зачастую нашим сотрудникам достаточно бывает просто
разъяснить человеку, что хотел сказать законодатель, объяснить человеческим языком,
что скрывается за буквой закона. За рубежом, когда человек сталкивается с законом,
большую часть нагрузки на себя берет адвокат, представляющий интересы гражданина. К
сожалению, у нас позволить себе грамотную юридическую поддержку могут лишь
немногие состоятельные люди, а клиенты службы по работе с населением —
это люди, прямо скажем, небогатые. Вот и приходится нам выступать поверенными в делах
населения…

С начала года в службу поступило 2696 письменных обращений. Примерно треть
из них поступила из вышестоящих организаций, только из Администрации Президента
Российской Федерации более семисот писем! Люди нередко поступают просто: не могут
найти свою правду на муниципальном уровне — и ну писать во все инстанции, в
Генеральную прокуратуру, президенту… Естественно, из Администрации Президента
письмо, обрастая визами и резолюциями, отправляется в обратный путь.

География обращений вполне соответствует демографической карте области:
большая часть поступивших писем (595 обращений) — от жителей г. Иркутска, 210
обращений из г. Ангарска, 202 обращения из г. Братска. Меньше город
— меньше и обращений: из Черемхова 109 обращений, из Усть-Илимска — 84, от жителей
Нижнеилимского района — 95; из Иркутского района — 85 обращений, из Братского — 81,
из Усольского — 71 обращение. В основном граждан беспокоят вопросы, связанные с
обеспечением жильем и жилищно-коммунальным обслуживанием населения,
социальным обеспечением. Основная часть коммунальной проблематики — это просьбы о
предоставлении отдельных квартир, улучшении жилищных условий, переселении из
общежитий, аварийных домов, а также письма от лиц, имеющих право первоочередного
получения жилья.

Нужно заметить, что этот год — особенный, он проходит под знаком двух событий:
60-летия Победы в Великой Отечественной войне и вступления в действие 122
федерального закона о монетизации льгот. Характерно, что в первый месяц обращений к
нам было не так много, однако чем больше люди сталкивались с новым законом, тем
больше было просьб разобраться, уточнить, вмешаться. В общей сложности
вопросы социального обеспечения и социальной защиты населения затрагивались в 769
письменных обращениях. Нередки письма с просьбой разобраться относительно правомерности
отказа в начислении субсидии по оплате за услуги ЖКХ либо о размере такой субсидии.
Так, по жалобе ветерана труда, жительницы г. Ангарска главным управлением
социальной защиты населения произведен перерасчет, в результате которого выяснилось,
что при назначении заявительнице субсидии за оплату жилищно-коммунальных услуг
была допущена ошибка и максимально допустимая доля оплаты собственных расходов на
оплату ЖЭУ была определена неверно».

Нередко вызывает неудовольствие населения работа городского и пассажирского
транспорта. Как правило, такие вопросы находятся на особом контроле — поскольку
напрямую касаются функций органов местного самоуправления исполнительной
власти субъекта Федерации. Например, жители п. Байкал обратились за помощью в
администрацию области по поводу организации круглогодичной паромной переправы,
которая является единственной связью жителей поселка с областным центром. Так как
паромная переправа является внутрирайонным маршрутом, ответственность за
организацию ее работы несут мэр Слюдянского района и районная Дума.
Областная администрация вмешалась, ее представитель и исполнительный директор
Восточно-Сибирского речного пароходства выезжали в п. Слюдянка для встречи с
мэром, был подписан соответствующий договор. В этом же пакете решилась проблема
предоставления гражданам права бесплатного проезда в автобусе междугородного
сообщения по маршруту Иркутск — Листвянка.

Всегда ли мы можем помочь? В России действует четкое разграничение
полномочий между уровнями власти. Если вопрос находится в компетенции, например,
федеральных органов, областная власть не всегда в состоянии взять решение этих
вопросов на себя. Яркий пример — история с жилищными сертификатами для офицеров
запаса. В марте 2005 года в администрации Иркутской области на основании
представленных заявок от органов местного самоуправления был утвержден сводный
список участников программы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010
годы. Начало этой очереди «стоит» еще с 1992 года. Но Федеральное агентство по
строительству и ЖКХ в текущем году на реализацию программы выделило для
Иркутской области сумму, позволяющую распределить лишь 30 сертификатов.
Естественно, такое положение вещей оставило много недовольных, отсюда и вал писем
во все инстанции. Довольно много обращаются к нам с просьбой о выделении субсидий
или квартир по программе переселения из районов Крайнего Севера, получено 104
обращения. Тем не менее там, где областная администрация может употребить свою
власть, мы стараемся реагировать, вмешиваться, подсказываем законные пути решения
наболевших вопросов.

Сегодня служба по работе с населением готовится к работе в новых условиях. В
первую очередь это связано с осуществлением муниципальной реформы. С одной
стороны, с ней связаны надежды на то, что власть приблизится к человеку,
эффективней начнет решать вопросы на муниципальном уровне. С другой
— есть опасения, что к власти придут некомпетентные, случайные люди. И тогда служба по
работе с населением станет последней надеждой для тысяч жителей области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры