издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нестареющий "Экспромт"

Вспоминаются один из фестивалей "Осень на Байкале" и актеры театра "Экспромт" из Нижнеудинска. Казалось, они стояли особняком от остальных его участников и были центром притяжения. После спектакля подолгу сидели у костра, пели и бесконечно говорили о поэзии, литературе, искусстве. К ним подходили исполнители других коллективов, члены жюри. Каждому гостю были рады нижнеудинцы, каждого привечали, вовлекая в интересные беседы.

Время быстротечно, сегодня «Экспромт» стоит на пороге своего 25-летнего
юбилея. Несколькими поколениями актеров пополнился театр, в нем родилось
шесть семейных пар, и дети вместе с родителями стали исполнителями
многих ролей.
Сегодня в состав «Экспромта» входят люди солидные, уважаемые в городе. Командир
летной эскадрильи Владимир Балабанов, заместитель мэра района
Анатолий Козловский, журналист Эдуард Белоглазов, учитель
Наталья Мовшович. Пришли они в театр молодыми людьми, еще
не обремененными должностями и регалиями, которые заслужили за долгий
трудовой путь.

Театр помог им состояться как личностям, он сделал их
жизнь интересной, полной смысла. А начинала строить «Экспромт»
выпускница Восточно-Сибирского института культуры Галина Каминская,
вернувшаяся в родной город после учебы в Улан-Удэ. Вернулась она в театр,
которым руководила в ее счастливые годы детства Лариса Серикова-Киркица
(сегодня руководитель иркутского театра «Предместье»). Это она «заразила»
девушку искусством на всю жизнь, помогла ей не просто выбрать профессию,
а сделать так, что театр стал состоянием души на всю жизнь.

Галина Викторовна помнит, как ходила по цехам слюдяной фабрики, на
железную дорогу, уговаривая суровых и тяжелых на подъем парней прийти в
театральную студию. Она хотела начинать не «абы как», а
с любимого Стейнбека
и его пьесы «Люди и мыши», в которой выписано девять мужских ролей.
Мужчины пришли, спектакль, в котором единственную женскую роль
исполнила сама Галина, состоялся. Актеров — людей самых разных профессий,
необходимо было научить мыслить театрально, понимать нюансы движения
человеческой души, свое личностное «я» переносить на образ.
Своей любовью к Элюару, Верлену Галина Викторовна делилась щедро и
видела, как люди, далекие от тонких материй, становились ценителями поэзии,
начинали понимать предназначение искусства.

Студия, созданная Каминской, была под неусыпным надзором вышестоящих
организаций. Проверять ее работу отправляли бухгалтеров, которым трудно
было понять, почему там постоянно придумываются капустники, коллективно
отмечаются дни рождения. Создавая труппу, Галина Викторовна делала так,
как учила Лариса Серикова-Киркица: народный театр рождается
не только на репетициях, он рождается в единомыслии.
Премьеры и праздники коллектив тоже отмечал вместе,
каждый участник мог прийти на торжество с женой или мужем (чтобы не было
семейных разногласий).

Проверяющие дамы говорили, что это за театр, в котором что ни неделя,
то праздник да веселье. Своими критическими замечаниями они держали
руководителя в постоянном тонусе —
надо было доказывать право на жизнь спектаклями. Каминская и доказывала,
рождала новую формацию горожан — театральных
зрителей.

Но не только спектакли ставила Каминская в своем «Экспромте». Все чаще
стали обращаться к ней с просьбой провести вечера, посвященные
профессиональным праздникам, другим общественно значимым событиям в
жизни города. Она предлагала формы, ранее не принятые в организации
подобных мероприятий. Торжество и концерт она предлагала провести за
дружеским столом, с чаем и угощениями. Организацию «буфетной» части
вечера брала на себя.

Помнит, как добывали продукты, ту же колбасу, распределяемую строго по
талонам, подключая связи своих актеров. За «исходящим реквизитом» ездили на
саночках, сами резали бутерброды, потом выходили на сцену, читали стихи,
пели, а по окончании вечера убирали помещение, чтобы утром не получить
нарекание: «Опять театралы набезобразничали». Откуда брались силы,
энтузиазм, которые кажутся сегодня нереальными? Объяснение простое: тогда не
принято было работать для того лишь, чтобы зарабатыватью.
Тогда работали, чтобы было интересно жить.

Бытовые трудности были нешуточными. В семье Каминских, где жена была
театральным режиссером, а муж хореографом, родились мальчик и девочка. Все
вместе ютились в холодном общежитии, комнатку пытались согреть
многочисленными отопительными приборами, но дети все равно простужались
и болели. Не выдержали, уехали в Братск, куда их пригласили работать на
хороших условиях. А в Нижнеудинске, наконец, поняли, кого потеряли. Стали звать
назад, пообещав дать квартиру. Сердце не выдержало, душа заболела по
осиротевшим артистам. Валерий Михайлович Каминский стал сначала
директором нижнеудинского Дома культуры, чуть позднее —
начальником районного управления
культуры, Галина Викторовна вернулась в родной коллектив.

Прошла безмятежная молодость, и, как говорится, настали другие
времена. Но в «Экспромте» эти «другие времена» остались почти не
замеченными. Многие его участники играют в театре все 25 лет и не
собираются уходить. Здесь есть исполнители весьма почтенного возраста, а
рядом ребятишки, младшему из которых 8 лет, много подростков, молодежи. В
спектакле, как в сколке жизни, должны быть заняты все — от стара до мала.
Например, в «Кошкином доме» исполнителю кота 65 лет, а котята в том
возрасте, который (конечно, условно) соответствует его маленьким героям.

В «Экспромте» идут спектакли, которые могли бы украсить репертуар любого
профессионального театра, а по качеству исполнения иногда и поспорить с ним.
Как-то на «Байкальской осени» играли пьесу Владимира Гуркина
«Прибайкальская кадриль», в то же время в Иркутске она шла в исполнении
Московского театра имени Ермоловой. Многие критики и зрители говорили,
хорошо бы московским актрисам поучиться, как надо играть сибирских
женщин. Нижнеудинки создавали образы своих героинь с размахом
и озорством.

Театр часто становился лауреатом фестиваля народных театров на Байкале, а в
2003 году две актрисы, в том числе и Галина Каминская, получили приз «Бабы
Кати» — заслуженной актрисы Екатерины Барановой, в довоенные годы
прославившейся исполнением ролей народных героинь на сцене
академического театра имени Охлопкова. Галина Викторовна любит играть в
спектаклях, которые ставит. Иногда исполняя свою заветную мечту, как в
пьесах «Люди и мыши» или «Сильвия», но часто по необходимости, как,
например, в комедии Лопе де Вега «Собака на сене». Исполнительница главной
роли за четыре дня до премьеры заболела, пришлось Каминской
учить роль и играть ее почти без репетиций.

Постановка спектаклей для взрослых — это задача театра, а его сверхзадача —
воспитание юного поколения зрителей. В спектакле по пьесе Тамары Ян
«Варюха» есть эпизод, в котором герои-подростки целуются — трогательно и
неловко, как это бывает первый раз в жизни. Каминская очень волновалась, как
воспримут эту сцену зрители, сегодня цинизма в отношениях молодых людей
хоть отбавляй. На удивление постановщиков в зале стояла тишина, потом
раздались аплодисменты. Оказывается, молодость понимает
непреходящие ценности жизни, для нее они остаются такими же важными, как
сама любовь и чувства, не замаранные пошлостью.

Кто заставляет «Экспромт» ставить по четыре и пять спектаклей за сезон?
Наверное, потребность игры каждого его исполнителя, стремление сказать со
сцены главное. Спектакль
«Полет кузнечика» рассказывает о девочке, сопротивляющейся инстинкту стаи,
по которому живут ее одноклассники. «Белой вороной» быть
трудно, часто
невыносимо, но только препонам наперекор можно отстоять свою правоту.
Сложный спектакль, требующий колоссальных духовных затрат от
исполнителей. На премьере Галина Викторовна предложила актерам почитать в
финале стихи — экспромтом, без специальной подготовки. Под звуки скрипки
один за другим выходили исполнители на авансцену, читали Цветаеву,
Ахматову, Пастернака. Зрительный зал понял актеров, слушал с тем вниманием,
которое заслужили они своей искренностью и волнением.

В преддверии 60-летия Победы театр поставил два спектакля — «Так и будет» и
«Барабанщицу». Казалось бы, драматургия устарела, по своему содержанию
кажется наивной и придуманной, но нет, тема настолько сильно завладела
сердцами исполнителей, что стала серьезным поводом для размышлений о
подвиге, о патриотизме народа, отстоявшего свою Родину в кровавой и
бесчеловечной войне.

К юбилею театра Галина Каминская задумала поставить спектакль-шоу
«Бременские музыканты», в котором на сцене будет звучать «живой» оркестр
«Джаз-версия», а актеры будут петь своими голосами. Спустя 25 лет
«Экспромт» стремится выйти на новый уровень, освоить все жанры
театрального искусства.
Можно с уверенностью сказать, что у него все получится.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры