издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Все сущее -- увековечить..."

"В жизни человека бывают события, которые определяют всю его дальнейшую судьбу. Для большей части работников культуры Иркутской области это обучение и работа в областном училище культуры. Оно многих укрыло и согрело, многих одарило Учениками и Учителями..."

Укрыло и согрело… Как просто и проникновенно звучат
эти слова, предваряющие красочный буклет, выпущенный
три года назад к 55-летнему юбилею училища. И принадлежат
они Елене Залялетдиновой, назначенной в том же, юбилейном,
году директором этого учебного заведения. Так незатерто
и с большой теплотой может говорить лишь человек неординарный,
глубоко неравнодушный, влюбленный в свою работу. Именно
такой личностью и представляется мне Елена Александровна
Залялетдинова. Не случайно, когда я узнал в том же 2002-м
о ее новом назначении, то подумал: удачный выбор. Попадание
в десятку! К слову, училище, коллектив переживали к
тому моменту не самые лучшие времена, речь шла об элементарном
выживании. Спасти ситуацию мог только лидер, способный
увлечь, вернуть веру в себя и свое дело…

Вернемся чуточку назад, к началу 2002 года, когда город
металлургов Шелехов готовился отметить свое 40-летие.
Шла энергичная подготовка к празднику. Особенно много
хлопот было у самодеятельных творческих коллективов,
музыкантов, художников, библиотечных работников. Всевозможные
смотры, конкурсы, выставки создавали особый настрой
и на предприятиях города, и в жилых кварталах. Тогда-то
я и встретился с начальником отдела культуры Шелеховской
городской администрации Еленой Залялетдиновой. Не погрешу
против истины, если выскажу предположение, что вся эта
предпраздничная круговерть направлялась в единое русло,
звучала мощно и слаженно во многом благодаря ей,
Елена Залялетдиновой,
ее незаурядным организаторским способностям, умению
заряжать окружающих своим оптимизмом. Кабинет начальника
отдела напоминал штаб боевых действий. Хорошо помню
нашу беседу, правда, то и дело прерываемую то телефонным
звонком, то чьим-то визитом. Мне оставалось только удивляться
тому, как хозяйка кабинета «разруливала» ситуации, способные
обескуражить кого угодно. Но только не ее. Подкупали
информированность, умение ухватить суть проблемы, манера
общаться — эмоционально, очень уважительно и по делу.
Хорошо запомнился отзыв о Залялетдиновой тогдашнего мэра
Шелехова Владислава Поздняка: «В культуре она не просто
свой и очень нужный человек — она генерирует идеи, и
что особенно ценно, умеет добиться своего».

И вот новый, весьма крутой поворот судьбы. «Можно сказать
и так, — соглашается Елена Александровна. — Я же считаю,
что судьба благосклонна ко мне, вернула все на круги
своя, ведь именно здесь, в этих стенах, прошли лучшие
мои годы. Не поверите, без малого чуть ли не два десятка
лет отдано училищу, считайте, в свой родной дом вернулась».

Мы ведем с ней неспешный разговор, она все та же —
улыбчивая, остроумная. Честное слово, мне даже на какое-то
мгновение показалось, что наша предыдущая встреча там,
в Шелехове, состоялась не три с половиной года назад,
а буквально на днях. И все же интересуюсь, с чего
все начиналось? Ведь судьбу, как говорится, не обманешь,
да еще и вопрос: она нас находит или мы ее…

— С чего все начиналось? — Елена Александровна на
какой-то миг задумывается. — Пожалуй,
с того, что по окончании в 1973 г. Восточно-Сибирского
института культуры я получила диплом режиссера самодеятельного
театра…

Заметим, что в улан-удэнский вуз Елена, тогда
еще Леночка Старова, поступила, уже имея кое-какой жизненный
опыт, то, как ей самой представлялось, за студенческую
скамью она села уже вполне зрелым человеком. Немного
училась в Иркутском театральном училище. Показалось
пресно, неинтересно. Бросила и в 19 лет укатила в Заларинский
район на должность заведующей клубом. Жизнь там кипела
вовсю, не кому-нибудь, а ей довелось открывать клубы
сначала в Моисеевке, затем в Благодатном. Многое ей
нравилось, но не все: не признавала она пустых болтунов
да любителей горячительного. Неудивительно, что и они,
в свою очередь, платили той же монетой:
не нравилась им слишком уж правильная, с их точки
зрения, затейница. И решили наказать строптивицу. Аккурат
на новогодние праздники заперли ее в квартире, забаррикадировали
дверь, окна, даже дымоходную трубу перекрыли. Угодила
с простудой в больницу. Мама, конечно, всполошилась:
никакой тебе культуры! И увезла в Братск, где Елена
поступила лаборантом на завод ЖБИ и по настоянию матери
подала документы в политехнический институт. Благо, здание
филиала как раз напротив окон их дома находилось.

Со спокойным сердцем мама уехала отдыхать в Пятигорск,
а дочка, по ее собственным словам, рванула в Улан-Удэ,
без родительского, увы, благословения, сдала на «отлично»
экзамены, поступила-таки в институт культуры и, вот
поди-ка, влюбилась в эту «непрестижную» профессию. Во
многом благодаря замечательным педагогам и прежде всего
Николаю Ефремовичу Логачеву, заслуженному деятелю искусств.
Он, кстати, готовил Елену в актрисы и даже добился распределения
ее в русский драматический театр.

«Но так уж получилось, что отодвинулись, стушевались
вдруг сценические горизонты, завладел ее сердцем бравый
парень, выпускник Дальневосточного института искусств
Равиль Залялетдинов. Как молодому многообещающему специалисту
хоровику, ему дали квартиру в Шелехове. Незадолго
до этого родилась дочка, заслонив на какое-то время
все прочие устремления, ибо нет роли более ответственной
и трудной, чем роль матери.

Как бы там ни было, профессиональная закваска берет
свое. В ДК «Строитель», куда ее пригласили на работу,
Залялетдинова создает самодеятельный театр, выпускает
пару неплохих, по мнению знатоков, спектаклей. Но не
покидает ее чувство какой-то неудовлетворенности, ей
тесно, хочется простора — тут уж она ничего с собой
поделать не может. И вот новый виток судьбы — ее приглашают
в областное управление культуры курировать профессиональные
театры. Каждый день приходилось мотаться из Шелехова
в Иркутск и обратно (кстати говоря, и по сегодняшний
день), держать руку на пульсе театральной жизни — премьеры,
прогоны, репетиции, частные командировки. Считай,
всю Иркутскую область довелось исколесить. Школа, по
ее признанию, великолепная. Прежде всего, это общение
с такими театральными зубрами, как Преображенский, Лебедев,
Кокорин, с актерами, со многими и многими интересными
людьми. Однажды тот же Александр Раздроков, тогдашний
начальник управления культуры, вызвал Залялетдинову
к себе и спрашивает: не надоело, мол, тебе с бумажками
возиться, как насчет училища культуры? А почему бы и
нет, отвечает. Согласна.

Ровно тридцать лет прошло с того самого дня, как Елена
Залялетдинова переступила порог областного культпросветучилища.
Директором в ту пору был Саратовский, которого Елена
Александровна считает своим наставником. До сих пор
Сергей Иванович не забывает дороги в училище,
хоть и нечасто, но приходит,
интересуется, его добрые советы очень даже помогают
в работе. Поистине, училище стало домом родным, да это
и понятно — почти два десятка лет приходила она сюда,
преподавала студентам любимую свою дисциплину — сценическую
речь.

После рождения второго ребенка — на сей раз сына —
почти сразу же вышла на работу. «По тем временам мы
в декретах не сидели». Здесь, в училище, раскрылась еще
одна грань ее дарования. В качестве сценариста-режиссера
она поставила немало культурно-спортивных праздников,
написала большое количество авторских сценариев.
К 300-летию Верхоленска, 250-летию со дня рождения Г.
И. Шелихова. А яркие, незабываемые постановки спортивных
игр в Тайшете, Братске, других городах области!. Причем
Многие сценарии, включая стихи, сценки, даже шутки
ведущего, написаны совместно с такими асами
постановочного дела, как Лидия Эверстова, Валерий и
Татьяна Ширимовы. Думается, сегодня нечасто встретишь подобных
«многостаночников», совмещающих в себе несколько
творческих амплуа.

Напомним, что все эти годы Залялетдинова прожила, как
говорится, на колесах. Это сегодня к ее услугам служебная
машина, а ведь приходилось и на остановках мерзнуть,
часами добираясь до дома, чтобы утром вновь мчаться
в Иркутск, на работу. И вот как-то мэр Шелехова Владислав Поздняк,
которому очень импонировал стиль работы Залялетдиновой,
ее организаторская жилка, предложил: «Переходи сюда,
в Шелехов. Люди тебя знают, уважают, так что должность
заведующей отделом культуры как раз для тебя. Но самое
главное, что повлияло на положительное решение Елены
Александровны, — полная свобода действий. Со стороны
городской администрации — всесторонняя поддержка. Согласилась,
хотя, признаться, было нелегко: все-таки 19 лет на одном
месте. Как говорится, по живому резала. Когда уже перешла,
утвердилась в новой должности, почти каждый день звонила,
приезжала. Не могла иначе.

Поздняк сдержал свое слово: приветствовал любую добрую
инициативу, не вмешивался в мелочи, помогал. Охотно
поддержал идею проведения в Иркутске Дней города Шелехова.
«Три дня, которые потрясли Иркутскую область» — такой
отзыв звучал вполне правомерно. Тогда за три дня незабываемого
1977 года шелеховцы дали более 30 концертов на площадках
областного центра. Триумф был полный. Не случайно молодой,
отмечающий свое 35-летие город был признан лучшим в
области по организации культурно-массовой работы.

Елена Залялетдинова считает себя достаточно амбициозным
человеком. Во всяком случае лавры середняка не для нее.
Вместе с Поздняком задумали и осуществили ряд проектов,
в частности, им удалось наладить культурные связи с
Парижем. Представители французской стороны побывали
в Шелехове со своими выставками, а затем последовало
приглашение посетить Париж. На дворе стоял 2000 год.
Две недели в сверкающем, сияющем городе. Как признается
Елена Александровна, сбылась ее заветная мечта. Она
ходила по Парижу, как дома, — так много она читала о
нем, знала столько, что без труда находила нужные ей
улицы. За 14 дней сумела посетить 12 музеев. Это
ли не праздник!

Вторая ее мечта — съездить на остров Сахалин. В прошлом
году ее удалось осуществить. Более того, фольклорный
ансамбль «Вечор» стал лауреатом международного конкурса…
Но это случится позднее. А тогда с уходом с поста мэра
Поздняка Шелеховскую городскую администрацию возглавил
другой человек, с которым не удалось найти общего языка.
Более того, многое из того, что было создано ценой больших
усилий, распалось, оказалось для новой власти чуть ли
не обузой. Ненужным стал уникальный, один из лучших
в области, оркестр народных инструментов, чем-то не угодил
ансамбль духовной музыки «Благовест». «Это убрать»,
«это ликвидировать», «нет средств» и т.д. Е. Залялетдинова
не могла смириться с таким отношением к культуре. И
ушла. И хотя осталась без работы, не очень-то сокрушалась
по этому поводу. Такой характер.

Через какое-то время в ее доме раздался телефонный звонок.
Звонили из комитета по культуре областной администрации.
Не согласится ли она на директорство в областном училище
культуры, там ситуация крайне и крайне непростая, требуется
чуть ли не реанимация — и учебного процесса, и кадровой
политики, и состояния материально-технической базы.
Ну разве могла Залялетдинова ответить отказом: ведь
это часть — и весьма значительная — ее жизни, ее недопетая
песня.

Надо ли говорить, с каким жаром она принялась за работу.
Сегодня училище не узнать: не только фасад, внутренняя
отделка, в корне изменились атмосфера, настроение людей.
Один только факт: три года назад в стенах «учебки» не
насчитывалось и 50 студентов, то нынче конкурс составил
чуть ли не 5 человек на место. Внедрено и весьма
важное для социальной защиты выпускников новшество.
Кроме специального образования, студенты получают еще
одну профессию — менеджера социально-культурной сферы.
Выпускники имеют возможность сразу же поступать на 3-й
курс Академии культуры и искусства в Улан-Удэ. По инициативе
Залялетдиновой и ее коллег в Иркутске получила прописку
межрегиональная научно-практическая конференция «За
культуру и образование». Гости достойно оценили гостеприимство
иркутян, особый восторг директоров вызвал отчетный концерт,
с которым выступили студенты. Кстати, за последние три
года в училище созданы и успешно набираются сил 9 творческих
коллективов. Это и фольклорный ансамбль «Вечор», два
хореографических ансамбля, кукольная студия «Папа Карло»,
это оркестр баянистов, студия пантомимы и другие. Так что сделать
хороший концерт не только не проблема, это одно
удовольствие!

Довольствоваться достигнутым — отнюдь не в характере
Елены Александровны. Она, к примеру, охотно поддержала
идею введения новой специальности «Имидж и стиль». Профессия
имиджмейкера — одна из самых востребованных сегодня,
а таких специалистов у нас не готовят. Почему бы не
занять эту нишу, тем более что новый курс как нельзя лучше
соответствует профилю училища. Как и следовало ожидать,
среди иркутян сразу же нашлись желающие получить удостоверения
имиджмейкеров. Привлекают и сроки обучения — всего-то
год…

…Хочется отметить еще один из талантов моей собеседницы
— талант рассказчика. Школа, конечно, основательная,
ведь недаром многие годы ее любимым делом было преподавание
сценической речи. Она просто блистательна в роли ведущей
концертов. А как она читает стихи! Кстати, поэзия —
одно из ее увлечений. Прошу что-нибудь почитать из Блока,
в которого Елена Александровна просто влюблена.

… О, я хочу безумно жить:

Все сущее увековечить,

Безразличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Не правда ли, как это похоже на нее. В этих строках
ее восприятие мира, жизненное кредо. Ее позиция.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер