издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Одно из чудес света

  • Автор: Наталья ДЬЯЧЕНКО

Ровно сто лет назад, 16 октября 1905 года, была сдана в постоянную эксплуатацию Кругобайкальская железная дорога, признанная современниками одним из чудес света. Стоящие на пути строителей непреступные скалы, головокружительные обрывы с камнепадами и бурными потоками были преодолены за счет уникальных сооружений, возведенных благодаря выдающимся достижениям русской инженерной мысли.

В Иркутске на базе музея ВСЖД, что находится на детской
железной дороге на острове Юность, 7-9 октября состоялась
научно-практическая конференция, посвященная Кругобайкалке.

Состав участников конференции впечатляет: это работники
железнодорожных музеев и краеведы России от Хабаровска
до Калининграда, представители столичных архивных и музейных
ведомств, даже члены Всероссийского общества любителей
железных дорог (оказалось, есть и такие!), а также иркутяне
— музейщики, краеведы, научные работники, преподаватели
вузов, журналисты и общественники, ветераны
Иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников
истории и культуры, стоявшие в свое время у истоков движения
за восстановление Кругобайкалки.

Работа конференции началась с задорных песен, исполненных
молодыми вокалистами ансамбля детской железной дороги,
а затем заместитель начальника ВСЖД А. Малыгин вручил
награды тем, кто создает историческую летопись дороги,
в том числе А. Хобте, автору воистину энциклопедического
альбома-путеводителя по КБЖД, получившему за эту работу
губернаторскую премию.

От приветствий присутствующие перешли к серьезному
разговору о важности дела по сохранению выдающихся памятников
истории и культуры, в том числе и памятников железнодорожного
транспорта, которые вносят неоценимый вклад в дело патриотического
воспитания новых поколений, учат молодежь не быть «иванами,
не помнящими родства».

Сто лет — солидный возраст. Столько свершено, накоплен
неоценимый опыт! Доклад кандидата исторических наук А.
Хобты, посвященный истории строительства и эксплуатации
КБЖД, отличался скрупулезной
выверенностью материалов, интересными фактами и впечатляющими
статистическими данными. Они отражают всю грандиозность
совершенного строителями дороги подвига, уникальность
и значение дороги в истории нашего региона и страны,
дают неисчерпаемую основу для новых исследований и открытий.

Это подтверждают любопытнейшие сообщения других участников
конференции: о паромной железнодорожной переправе в порту
Байкал — профессора В. Третьякова, о работе таможни — профессора
И. Наумова, об истории дороги в годы гражданской войны — доцента П. Новикова. А сообщение директора Култукской школы
С. Снопкова о развитии с. Култук в годы строительства
дороги, о быте строителей прозвучало так ярко, что вызвало
горячие аплодисменты слушателей. Поделились иркутяне
и опытом работы туристского поезда на Кругобайкалке.

Не остались в долгу и гости. Научный сотрудник Российского
государственного исторического архива А. Муктан (Санкт-Петербург)
рассказала о сотрудничестве архивистов с краеведами Иркутска
в деле изыскания бесценных документов по истории строительства
дороги, а директор Центрального музея железнодорожного
транспорта Г. Закревская (Санкт-Петербург) подарила музею
ВСЖД красочный гобелен с изображением Исаакиевского собора,
который воздвигался при самом активном участии железнодорожных
инженеров России.

Выступившие руководители и сотрудники железнодорожных
музеев Красноярска, Челябинска, Хабаровска поделились
опытом работы, рассказали о своих памятниках. В частности,
очень интересен новыми позитивными оценками столыпинской
реформы доклад о железнодорожном переселенческом пункте
на станции Челябинск. Директор музея Приволжской железной
дороги А. Фирсов (г. Саратов) рассказал, что волжане
собираются поднять из многометровой глубины и отреставрировать
ледокол, который, по предварительным сведениям, является
«братом» иркутского ледокола «Ангара» и тоже по происхождению
имеет английские корни.

После докладов и прений участники конференции посетили
музей ВСЖД, а затем возложили венок к памятнику Александру
III на набережной Ангары.

Следующий день работы конференции продолжился на Кругобайкалке.
Солнечная и теплая погода позволила экскурсантам увидеть
Байкал во всем его осеннем великолепии, пройтись пешком
по пахнущим стариной шпалам, увидеть могучее и мрачное
величие знаменитых тоннелей, заглянуть в бездну обрывов
под ажурными мостами и крутыми дорожными откосами.

Завершилась экскурсия на знаменитом мраморном вокзале
г. Слюдянки, где участники конференции возложили цветы
к недавно открытому здесь памятнику министру путей сообщения
России Хилкову, осуществлявшему непосредственное руководство
строительством КБЖД.

По возвращении в Иркутск участники конференции посетили
культурно-досуговый центр Иркутского общества охраны
памятников на ледоколе «Ангара», осмотрели интереснейшую
музейную экспозицию по истории ледокола, участвовавшего
в паромной переправе в годы строительства Кругобайкалки,
посвященную 105-летию ледокола.

Ответственный секретарь общества Светлана Утмелидзе рассказала,
как горожане всем миром собирали средства на реставрацию
ледокола, а затем и экспонаты для музея. Родственники
членов экипажей ледокола, активисты Морского клуба, коллекционеры,
краеведы приносили документы, фотографии, старинные вещи
и одежду, морскую атрибутику. Современно оформить экспозицию
помогли участники художественной студии архитектуры и
дизайна «Байкаленок» и выпускники архитектурного факультета
ИрГТУ.

В памятной книге ледокола гости сделали запись: «Восхищают
люди иркутской земли, с любовью и преданностью восстанавливающие
такие чудеса для всех, кто любит и гордится Россией!»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры