издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Арт-бросок" на запад

Основная цель международного фестиваля современного искусства "Середина земли", проходящего в Иркутске, просветительская. Выставки, конкурсы, презентации проектов и многие другие акции привлекают внимание сторонников современного искусства и его оппонентов. Часто негромкое событие становится поводом для жарких споров и дискуссий.

Интересных акций на фестивале было немало. Привлек
внимание студентов и преподавателей, занимающихся
изобразительным искусством, мастер-класс Ивоны Рис из
Австралии. Она наглядно продемонстрировала, как, меняя цвет,
можно добиться в графике создания тонкого импрессионистического
настроения.

Философские размышления об островной жизни выразила в
своих работах «Два острова» художница Джейн Гиблин из
Австралии. Она утверждает, что психология людей,
живущих на острове, во многом отличается от психологии жителей
континентов. Для сравнения она взяла два острова — Ольхон и Тасманию. Почему? Есть маленькая птичка,
которая всю зиму проводит на Тасмании, а весной через
моря и океаны прилетает к сердцу сурового Байкала, на
Ольхон.

Совершил фестиваль и «арт-бросок» на запад. В
Новосибирске, где проводится международное биеннале
графики, состоялись мастер-классы художников
Новосибирска, Омска, Новокузнецка, презентация
фестиваля «Середина земли» в консульстве Германии.

Вернулись иркутяне не с пустыми руками, привезли
для показа работы лауреатов Новосибирского
международного биеннале современной графики, например,
Вики Питиримовой из Челябинска. В галерее «Главный
стиль» выставлена серия ее работ под общим названием
«Жернова». Это жернова истории, которые меняют и
преобразуют человека.

Признаться, многие работы современного искусства
могут показаться лишь пятнами, точками, штрихами;
некоторые из них вызывают ассоциации, а другие — нет.
«Это искусство, которое несет идею», — говорит
куратор фестиваля «Середина земли» Татьяна Родионова.
Каждая конкретная работа должна нести
определенную концепцию. «Но как ее понять?» —
спрашивали многие. Отвечая на вопрос, Татьяна
ссылалась на разговор великого Пикассо с одной из
зрительниц: «Как понимать ваши работы?» — спросила
она. Пикассо ответил вопросом на вопрос: «Вы японский
язык знаете? Нет? Так учить надо».

Действительно, чтобы понимать современное искусство,
надо учиться. Сто лет Россия — родина Кандинского и
Малевича — была оторвана от процессов мирового развития
современного искусства. Традиционно у нас развивалось
только реалистическое искусство, которое часто
становится лишь декоративным элементом и, по мнению
некоторых, зашло в своих изысканиях в тупик. Многие
художники считают, что лучше Репина или Серова
написать нельзя. А тот же абстракционизм
или символизм, другие направления современного
искусства, по мнению его сторонников, открывают
простор для безграничного воображения, помогают
вместить в работу то, что волнует
художника, делает его не только мастером живописи или
графики, но и личностью, проявленной в
мировоззренческой позиции.

Конечно, спорить есть о
чем, со многим можно не соглашаться. Но отвергать
современное искусство — значит вернуться в
прошлое. Не получается. «Железного занавеса» больше
нет, мы учимся мыслить без категоричности, начинаем
понимать, что становимся частью мира.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры