издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как увлечь слушателя

  • Автор: Георгий БЕРГМАН

Очень жаль, что квартетный вечер в филармонии не удостоился внимания нашей музыкальной общественности. А в концерте струнного квартета из Барнаула было что послушать и с удовольствием, и с удовлетворением. Интереснейшая программа и прекрасное исполнение! Несмотря на творческую молодость (небольшой коллектив сформировался совсем недавно), в игре квартета чувствуется растущее мастерство, столь необходимое для настоящего искусства: хороший ансамбль, достойная интонация, эстрадная выдержка и уравновешенность на сцене. Вырисовывается и характерная черта квартета -- мягкость звучания. Музыканты заставляют себя слушать, и Четвертый квартет Шостаковича, прозвучавший после элегантно стилизованного Менуэта А. Шнитке, в этом смысле был "пробным камнем". Музыка этого квартета -- как бы взгляд изнутри, и, чтобы она не стала скучной, необходимо увлечь слушателя, сделать его собеседником размышляющим, не безучастным. И музыкантам это удалось!

А центральное место в концерте, безусловно, занял Квинтет
с кларнетом И. Брамса. В этом роскошном произведении
блистал кларнетист Вадим Григоренко. Его исполнение было
настолько ярким, что грозило обернуться концертом
для кларнета, несмотря на все усилия струнников сохранять
равновесие сил. Причина, вероятно, в недооценке характерности
нюансов, характерности жанра и индивидуальности в высказываниях,
где-то не хватало характера в штрихе,
где-то недоставало и театральности, столь необходимой
как для музыки романтиков, так и — тем более! — для
музыки ХХ века. Так, например, во второй части квинтета
можно было бы подчеркнуть рапсодичность, отдаленно напоминающую
венгерских цыган, — развернутый монолог кларнета и
характерное тремоло квартета, выразительные переклички
голосов. То же можно отнести и к финалу квинтета, написанному
в весьма трудной для исполнителей форме вариаций. Здесь
хотелось бы большей «индивидуализации» каждой из вариаций,
может быть, большей свободы в вариации виолончели или
меланхолии альтового высказывания…

Кстати, и Квартет Д. Шостаковича прозвучал бы еще убедительнее,
если бы доставало той жесткости штриха, характеризующей смятение
и сдерживаемую ярость, присущую в той или иной мере
квартетам и симфониям композитора. Можно было бы подчеркнуть
и характерные мелодические и интонационные обороты, ставшие
цитатами в творчестве самого Шостаковича, в 8-м квартете,
в Альтовой сонате, в 5-й и 8-й симфониях.

Ну, пожелания остаются пожеланиями, а концерт тем
не менее удался. В добрый час, музыканты, да сопутствует
вам удача!

И все же не могу удержаться от упрека в сторону организаторов
концерта. Нелепа, господа, была сцена, оформленная «под
Рождество» гирляндами цветных шариков. Не располагало
это убранство ни к музыке Брамса, ни к музыке Шостаковича.
Все же на сцене квартет, не «Мумий Тролль».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры