издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Область и округ: единая судьба

  • Автор: Сергей ВИКТОРОВ,член Союза журналистов России

В Прибайкалье взяли курс на укрепление страны ради оптимизации управления и роста благосостояния людей У процесса укрупнения российских регионов есть как свои сторонники, так и противники. Между тем целесообразность этой идеи была обоснована еще в двадцатые годы прошлого столетия. Обширная, многоликая и разнородная страна нуждалась в более оптимальных схемах управления, в сшивании не только экономического, но и правового, политического пространства. Так или иначе, но эта задача решалась. Развал Советского Союза, последовавший затем парад суверенитетов, когда на волне децентрализации самостоятельными стали даже небольшие российские регионы, воскресил старые угрозы, породил новые. Выявилась, например, и без того очевидная искусственность образования так называемых матрешечных субъектов РФ, по принципу "два в одном". За годы свободного плавания большинство новоявленных субъектов так и не смогли вырваться из тисков бедности. И в этом смысле объединение дотационных регионов с более крепкими выглядит вполне логичным.

Как скажет народ, так и будет

Процедура образования нового субъекта Российской Федерации на основе объединения
Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа юридически
стартовала. 11 октября полномочные представители органов государственной власти
обоих субъектов РФ в торжественной обстановке киноконцертного зала «Эрдэм»
поселка Усть-Ордынский подписали обращение к президенту страны Владимиру Путину.
В нем первые лица регионов выступили с инициативой объединения: «Новый субъект
будет являться правопреемником Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа, а границы вновь образованного субъекта Российской Федерации
будут совпадать с границами Иркутской области на день вступления федерального
конституционного закона в силу и охватывать территорию объединяющихся Иркутской
области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа до объединения».

Практически с самого начала была полная уверенность в том, что президент страны
Владимир Путин поддержит обращение руководства двух регионов. Глава государства
неоднократно озвучивал свою позицию по вопросу укрупнения российских территорий.
В очередной раз это было сделано в апреле 2005 года, во время выступления перед
Федеральным Собранием. В своем послании он, в частности, отметил: «Следует
помнить, что субъекты объединяются не ради самого объединения, а ради
оптимизации управления, более эффективной социально-экономической политики, а в
конечном счете — ради роста благосостояния людей». В последующих выступлениях
Владимир Путин еще и еще раз подчеркивал, что процессы укрупнения отвечают
задачам усиления страны. При этом президент отмечал, что данный вопрос
«полностью находится в компетенции самих регионов». Иными словами, как скажет
народ, так и будет.

Первыми, как известно, инициативу объединения реализовали Пермская область и
Коми-Пермяцкий автономный округ, затем последовали Красноярский край с
Эвенкийским и Таймырским округами, Камчатская область и Корякский автономный
округ. Во всех случаях, как и было обещано, объединяющиеся регионы получили
достаточно существенную финансовую помощь на реализацию инфраструктурных
проектов, повышение качества жизни, выравнивание бюджетной обеспеченности.
Особое внимание федеральные власти обратили на сохранение для бывших автономий
существующих федеральных трансфертов, в частности, на переходный период. Весьма
тщательно прорабатывался и национальный аспект: в новых, укрупненных субъектах
Федерации округам в рамках особого статуса предоставили полномочия, необходимые
для развития национальной культуры, языка, традиций. Без сомнения, активность
регионов в этом вопросе будет зависеть в первую очередь от народных избранников,
которые по закону получили право наполнить содержанием новое понятие «особого
статуса».

Эксперты уже отметили следующий момент: во всех трех регионах, где прошли
объединительные референдумы, подавляющее число людей по доброй воле осознанно и
твердо сказали «да» объединению. Если бы этот процесс не отвечал коренным
интересам рядовых людей, то исход голосования, безусловно, был бы другим. Таким
образом, есть все основания говорить, что политика Владимира Путина на
укрепление страны, повышение уровня жизни населения созвучна чаяниям большинства
россиян, думающих о будущем своих детей.

Целостность страны — главное

Впрочем, даже впечатляющие итоги уже состоявшихся референдумов не избавили
общество от размышлений, а зачастую откровенных спекуляций на тему «кому выгодно
укрупнение регионов»… Да, федеральный центр заинтересован в сокращении
количества дотационных регионов, но чем плоха цель? Чем меньше будет бедных сел
и городов, чем больше богатых территорий, тем сильнее станет страна. Те, кто
думает иначе, или страдают близорукостью, или преследуют свои интересы. С
экономическими, социальными проблемами можно мучительно бороться и врозь, но
любому здравому человеку понятно, что сложение потенциалов повышает
эффективность усилий. Государство в этом случае поступает как грамотный
управленец. В настоящее время порядка 76 субъектов РФ являются дотационными, и
такую ситуацию назвать нормальной нельзя.

Можно, конечно, и дальше какое-то время продержаться за счет федеральных
трансфертов, но это означает потерять время, лишить людей перспективы на
достойную жизнь. Гораздо продуктивнее интеграция с более развитым соседом, что
сулит новые возможности и добрые перемены. Тем более что объединяющимся регионам
федеральный центр выдает некий карт-бланш в виде поддержки крупных
инвестиционных проектов, дополнительного финансирования на ликвидацию возможных
рисков. В печати, например, уже сообщалось, что если в 2005 году Эвенкия и
Таймыр получили два миллиарда, то на будущий год в федеральном бюджете для них
предусмотрено уже около шести миллиардов рублей. Свою долю получили и получают
Пермская область и Коми-Пермяцкий округ. Эту помощь, наверное, можно
рассматривать и в качестве призовых сумм, но гораздо правильнее оценивать ее как
некий стартовый капитал для качественно нового развития объединенного региона.

Абсолютно логичной в этом смысле представляется и инициатива объединения
Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. До 1993 года,
когда последовал парад суверенитетов, это была единая территория, спаянная
многовековыми культурными, родственными, экономическими связями. Здесь мирно
жили представители более ста национальностей, придерживающиеся самых различных
религиозных взглядов. Еще с советских времен, если не копать глубже, вся
промышленная, социальная инфраструктура области и округа планировалась и
создавалась как единый народно-хозяйственный комплекс. Для всего населения
открывались вузы, театры, медицинские учреждения, проектировались транспортные
схемы. В интересах всего населения по единой технологической политике
развивалось сельское хозяйство, все было связано нитями межотраслевой
кооперации.

С момента появления на политической карте России самостоятельного субъекта РФ
под названием «Усть-Ордынский Бурятский автономный округ» не сразу, но стали
обрываться связующие нити. Не потому, что так захотело население, а в силу
существующих законов, межбюджетных отношений, амбиций и пристрастий
руководителей двух территорий. Так что сейчас в принципе ничего нового не
изобретается, а лишь восстанавливаются справедливость, единство территории. На
референдуме, надо полагать, люди не плюсы и минусы союза будут подсчитывать, как
торгаши в лавке, а голосовать за возвращение к прежним отношениям, лишенным
меркантильного подхода. Голосовать за укрепление целостности страны, за усиление
слабых территорий, за сокращение армии чиновников, количество которых уже
превысило полтора миллиона человек. В Советском Союзе, для сравнения, чиновников
было вдвое меньше.

Все проблемы решаются

Без плюсов и минусов, возможно, тоже не обойтись, но эту арифметику все-таки
следует оставить профессионалам: политикам, юристам, экономистам. Прежде всего
потому, что они привыкли в своих рассуждениях опираться на факты, явления,
действия. Именно ученые мужи в конечном счете должны отшлифовать такую модель
объединения, которая устроит большую часть населения и снимет многие вопросы. А
такие вопросы есть, что и доказал недавний «круглый стол» по проблемам
объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Но абсолютно все они решаемы в рамках нормальных договорных отношений как на
региональном, так и на федеральном уровнях.

Сейчас, например, много разговоров о статусе бурятской автономии в объединенном
регионе. Вопрос сложный и важный, но суть скорее всего не в формулировках, а в
содержании. Будет ли это административно-территориальная единица с особым
статусом, как предлагается сейчас, или что-то другое — не так уж важно. Главное
— наполнить будущую форму таким содержанием, чтобы население автономии не
чувствовало себя ущемленным, в роли чужого на празднике жизни. Тем более
коренное население, о чем уже неоднократно говорил губернатор Иркутской области
Александр Тишанин. Директор региональной программы независимого института
социальной политики, профессор МГУ Наталья Зубаревич, например, считает, что
необходимо создавать режим культурной автономии: «В рамках ее должны выделяться
средства на образование, обучение в школах на родном языке, на сохранение
культуры. Признак нормальной страны — внимание к потребностям этнических
меньшинств». При этом следует учитывать, что даже в условиях автономии на
развитие национальной культуры, образования выделялась достаточно скромная
сумма: не более десяти процентов окружного бюджета. Такую цифру называл
журналистам в сентябре глава автономного округа Валерий Малеев. Проблема
сохранения национальной культуры, бурятского языка актуальна, отметил губернатор
Усть-Ордынского округа, но законодательство позволяет решать ее путем создания
национально-культурной автономии. Тем более что, по словам Валерия Малеева, в
будущий субъект Усть-Ордынский округ войдет как административно-территориальная
единица с шестью муниципальными районами.

Не менее значим в процессе предстоящего объединения Иркутской области и Усть-
Ордынского Бурятского автономного округа экономический аспект. Проректор по
науке Байкальского государственного университета экономики и права Виктор
Самаруха считает, что у нового региона появляются условия для экономического
прорыва. Одно сложение потенциалов двух соседних территорий дает дополнительный
эффект, а что уж говорить о реализации на территории единого Прибайкалья
крупнейших, даже в масштабах страны, инвестиционных проектов. По мнению Виктора
Самарухи, в регионе необходимо создать несколько кластеров — территориально-
производственных комплексов. Например, на основе Ковыктинского, Верхнечонского
месторождений газа и нефти, золоторудного Сухого Лога, более глубокой
переработки лесных ресурсов. Сельскохозяйственный кластер может появиться и в
Усть-Ордынском округе, который еще десятилетие назад называли житницей Иркутской
области. А развитие туриндустрии, в том числе этнотуризма, в рамках такого
многообещающего проекта, как Байкальская особая рекреационная зона, — под
создание ее уже обещаны миллиарды рублей инвестиций из федерального бюджета.

Все вместе позволяет Иркутской области избавиться от клейма дотационного
региона. Именно об этом постоянно говорит губернатор Иркутской области Александр
Тишанин, который ведет активные и результативные переговоры с федеральным
центром. Объединенный регион, по его мнению, будет самодостаточным. Ресурсы,
собранные в одну руку, как справедливо отметила и Наталья Зубаревич, позволяют
использовать и распределять их более эффективно: «Объединение в этом смысле
восстанавливает справедливость».

Эксперты отмечают и благоприятный макроэкономический фон, на котором будет
происходить объединение двух соседних субъектов Российской Федерации.
Президентом страны Владимиром Путиным озвучены важнейшие инициативы в области
доступного жилья, образования, здравоохранения и сельского хозяйства, на
реализацию которых запланированы дополнительные деньги из федерального бюджета.
В частности, на проект доступного жилья выделяется почти 22 миллиарда рублей,
на здравоохранение — 60 с лишним миллиардов, на развитие села — более 19
миллиардов.

Отечественная экономика сегодня демонстрирует показатели, которых не было за
последние 40 лет, говорят аналитики. Обнадеживающим знаком служит и то, что в
последнее время особое внимание уделяется экономическому развитию регионов
Сибири и Дальнего Востока. Это можно расценить как существенную корректировку
региональной политики федерального центра. Достаточно сказать, что на реализацию
четырех национальных проектов Иркутская область в 2006 году получит около 400
миллионов рублей, и эта сумма может еще возрасти. Кроме этого, во время
ноябрьской встречи с президентом РФ Владимиром Путиным губернатор Иркутской
области Александр Тишанин «застолбил» выделение региону почти шести миллиардов
рублей. Но и это, как говорится, не все. В случае объединения Иркутска и Усть-
Орды, как сообщил первый заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы
Виталий Шуба, в Иркутске может разместиться один из 15 высокотехнологичных
медицинских центров, строительство которых запланировано в рамках
общенационального проекта «Здоровье». Такие центры создаются лишь в наиболее
сильных и динамичных субъектах Российской Федерации.

В свете всех этих открывающихся перспектив, как представляется, полумифическим
противникам объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа крыть будет, собственно говоря, нечем. В их «арсенале»
останутся лишь страшилки и спекуляции. Гораздо больше аргументов — сильных,
убедительных, серьезных — у сторонников общей и единой судьбы области и округа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры