издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Концепция социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы

(разработана в соответствии со ст. 7 Закона Иркутской области от 16 июля 1997 года 35-оз "О системе прогнозирования и программе социально-экономического развития Иркутской области")

Иркутская область как субъект Российской Федерации разрабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве нашей страны, в соответствии с конституционными полномочиями и Уставом Иркутской области.

Данный документ разработан в соответствии с Законом «О системе прогнозирования и программе социально — экономического развития Иркутской области», Основными положениями стратегии развития Иркутской области, одобренными Министерством регионального развития Российской Федерации.

Настоящая Концепция предполагает усиление ориентации экономики на расширение внутреннего производственного, инвестиционного и потребительского спроса. Цели и приоритеты Концепции сформулированы с учетом Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина, приоритетных национальных проектов развития образования, здравоохранения, строительства доступного жилья, увеличения сельскохозяйственного производства.

Исключительное географическое положение Иркутской области в совокупности со сформированным гражданским сообществом и уникальной ресурсной базой предполагают широкие возможности для развития Иркутской области.

Органы государственной власти Иркутской области обязаны создать благоприятные условия для творчества и работы трудоспособных граждан и гарантировать достойную жизнь для социально незащищенных слоев населения.

1. МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Основополагающим в проводимой администрацией Иркутской области социально-экономической политике является повышение качества жизни населения Иркутской области, развитие экономического потенциала и консолидация гражданских инициатив сообщества.

Реализация миссии региона осуществляется в рамках решения следующих стратегических задач:

— увеличение внутреннего спроса для повышения уровня и качества жизни населения;

— позиционирование Иркутской области как опорного региона Восточной Сибири, производящего различные виды конечной продукции в том числе для нужд соседних регионов в рамках межрегиональной кооперации;

— преодоление тенденции сокращения численности населения;

— создание институциональных условий, обеспечивающих эффективное ведение хозяйственной деятельности на территории Иркутской области;

— создание реальных возможностей для достижения намеченных Президентом и Правительством Российской Федерации темпов роста ВРП, развития образования, здравоохранения, увеличения строительства жилья и сельскохозяйственного производства;

— повышение социального статуса работников бюджетной сферы;

— создание условий для развития институтов гражданского общества;

— дальнейшее развитие культурного пространства, активизация творческих процессов;

— повышение ответственности органов местного самоуправления за социально-экономическое развитие территорий.

2. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Основным стратегическим ориентиром в данной сфере является рост человеческого капитала и развитие гражданского сообщества Иркутской области на основе расширения внутреннего регионального спроса.

2.1. Демографическая политика

Задача: улучшение демографической ситуации.

Способы реализации:

— уменьшение оттока наиболее конкурентоспособной рабочей силы за пределы Иркутской области;

— снижение уровня депопуляции;

— оказание помощи многодетным семьям;

— снижение смертности в трудоспособном возрасте, повышение продолжительности жизни;

— поддержка молодых семей, в первую очередь в обеспечении доступности жилья;

— отслеживание динамики и факторов влияния на процессы миграции.

2.2. Уровень жизни населения

Задача: повышение уровня жизни населения на основе создания условий для роста внутреннего спроса.

Способы реализации:

— повышение совокупных доходов территорий за счет создания инфраструктурных, институциональных и экономических условий для привлечения инвестиций в экономику Иркутской области;

— развитие системы социального партнерства на основе ведения социального диалога, заключения коллективных договоров и соглашений;

— систематическое повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, содействие ее росту во внебюджетном секторе экономики в рамках социального партнерства;

— создание системы мониторинга уровней заработной платы по видам экономической деятельности для повышения информированности субъектов социально-трудовых отношений.

2.3. Трудовые отношения

Задача: развитие рынка труда Иркутской области на основе баланса интересов работодателей и работников, максимальное обеспечение занятости трудоспособного населения и охраны труда работников.

Способы реализации:

— создание условий для увеличения количества рабочих мест на основе прогрессивного экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности предприятий Иркутской области;

— сокращение уровня безработицы, прежде всего, в трудоизбыточных районах Иркутской области, на основе применения активных форм содействия занятости и мобильности трудовых ресурсов;

— обеспечение строгого контроля за въ

ездом в Иркутскую область представителей дальнего и ближнего зарубежья и квотирование привлекаемой иностранной рабочей силы;

— развитие системы управления охраной труда на государственном, муниципальном и локальном уровнях, обеспечение проведения государственной экспертизы условий труда для сохранения здоровья работающих в организациях области.

2.4. Здравоохранение

Задачи:

Формирование институтов, способных обеспечить своевременное и качественное предоставление медицинской помощи населению.

Способы реализации:

— реорганизация сети учреждений здравоохранения;

— активное внедрение медицинских инновационных технологий в деятельность практического здравоохранения;

— развитие профилактического направления в деятельности системы здравоохранения;

— реализация программно-целевого метода управления здравоохранением;

— создание современной информационно-технической и методологической основы наблюдения, анализа и оценки состояния здоровья.

2.5. Образование

Задача: обеспечение доступного и качественного образования, востребованного на рынке труда Иркутской области.

Способы реализации:

— сбалансированное развитие начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального и высшего образования в соответствии с потребностями Иркутской области;

— содействие развитию экспорта образовательных услуг учреждениями профессионального и высшего образования Иркутской области;

— привлечение в сферу образования молодых и талантливых специалистов на контрактной основе;

— расширение доступности образования для всех слоев населения.

2.6. Жилищная политика

Задача: улучшение жилищных условий для различных социальных групп населения, обеспечение населения доступным и качественным жильем.

Способы реализации:

— развитие рынка жилья и финансовой инфраструктуры Иркутской области для обеспечения большей доступности жилья для широких слоев населения;

— развитие системы ипотечного кредитования;

— снижение административных барьеров на пути согласования строительной документации, а также оформления прав на земельные участки и объекты недвижимости;

— удешевление строительства за счет развития местной базы производства стройматериалов;

— создание минимально необходимого муниципального жилищного фонда;

— реорганизация сферы коммунального обслуживания ЖКХ.

2.7. Культура

Задача: сохранение и дальнейшее развитие культурного потенциала Иркутской области, духовных основ гражданского сообщества.

Способы реализации:

— обеспечение доступа к культурным ценностям и информации для всех слоев населения;

— повышение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры;

— поддержка творческих союзов, народных театров, коллективов народного творчества, молодых дарований, выдающихся деятелей литературы, культуры и искусства, народного творчества, в том числе выделение грантов и присуждение стипендий за счет средств областного бюджета.

2.8. Молодежная политика

Задача: создание условий для эффективного вовлечения молодежи в социально-экономическое и общественно-политическое развитие Иркутской области и страны в целом.

Способы реализации:

— развитие системы профориентации, трудоустройства и создания новых рабочих мест для молодежи;

— содействие становлению гражданской позиции молодежи, вовлечению молодежи в разработку и реализацию программ развития территорий и страны;

— формирование толерантности, снижение проявлений агрессивности в молодежной среде, разработка программ профилактики социально-негативных явлений среди молодежи;

— поддержка молодежных объединений, союзов, организаций, клубов, действующих в соответствии с российским законодательством;

— формирование нормативно-правовой базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получение образования, поддержки деловой активности и строительства жилья.

2.9. Физическая культура и спорт

Задача: вовлечение широких слоев населения в активное занятие спортом для полноценного физического и духовного развития граждан и профилактики заболеваний, правонарушений.

Способы реализации:

— популяризация физкультуры и спорта среди всех слоев населения как основы здорового образа жизни;

— обеспечение равных возможностей для занятия физкультурой всех слоев и возрастных групп населения;

— содействие появлению суперсовременных спортивных объектов;

— подготовка спортсменов Иркутской области к Олимпийским, Пapaолимпийским и Сурдоолимпийским играм.

2.10. Социальная поддержка населения

Задачи:

Обеспечение социальных потребностей для граждан, нуждающихся в социальной защите государства, улучшение качества предоставляемых социальных услуг.

Способы реализации:

— реорганизация сферы социального обслуживания населения;

— социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан;

— выполнение целевых программ поддержки социально-уязвимых групп населения: инвалиды, пенсионеры, дети, многодетные семьи;

— развитие систем реабилитации инвалидов и граждан старшего поколения;

— поддержка трудовой и социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы;

— создание учреждений для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

3. НАПРАВЛЕНИЯ РОСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Важнейшим стратегическим ориентиром в данной сфере является диверсификация экономики Иркутской области и достижение на этой основе значительного роста валового регионального продукта.

3.1. Развитие инфраструктуры

Задача: формирование на территории Иркутской области разветвленной инфраструктуры, способствующей росту экономической активности.

Способы реализации:

— обеспечение дальнейшего развития транспортной сети, поддержка формирования логистических центров на территории Иркутской области;

— совершенствование нормативно-методического обеспечения в сфере информационно-коммуникационных и вычислительных технологий в Иркутской области;

— совершенствование управленческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования информационных технологий;

— дальнейшее развитие и совершенствование энергосистемы Иркутской области.

3.2. Развитие производственного

потенциала

Задачи:

Рост валового регионального продукта Иркутской области и создание новых рабочих мест на основе выстраивания взаимовыгодных отношений с собственниками крупного, среднего и малого бизнеса, повышения конкурентоспособности предпринимательской среды.

Способы реализации:

— обеспечение прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности в установленном законодательством порядке;

— поддержка предприятий, производящих конечную продукцию и продукцию глубокой степени переработки потребительского и производственного назначения;

— организация конструктивного диалога с собственниками крупных предприятий, направленного на взаимовыгодное сотрудничество, повышение налоговой отдачи, участие крупного бизнеса в реализации проектов и программ органов государственной власти Иркутской области;

— стимулирование развития среднего и малого бизнеса, создание условий для формирования кластеров предприятий;

— упрощение системы лицензирования, сертификации и регистрации, в том числе при получении прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости;

— осуществление размещения государственного заказа путем проведения открытых конкурсов и аукционов.

3.3. Содействие инновационной деятельности

Задача: содействие переходу экономики Иркутской области на инновационный путь развития.

Способы реализации:

— углубление интеграции науки, высшей школы и бизнеса с целью повышения результативности совместного проведения научных исследований и реализации инновационных проектов;

— создание условий для развития технопарка и других инновационных структур Иркутской области;

— содействие развитию системы венчурного инвестирования;

— обеспечение интеграции науки и производства с целью увеличения объемов производства высокотехнологичной и импортозамещающей продукции.

3.4. Развитие рекреационного комплекса

Задача: создание условий для формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Способы реализации:

— совершенствование нормативно-правовых и законодательных актов, стимулирующих развитие рынка туристских услуг;

— привлечение средств, в т.ч. федерального бюджета, иностранных и российских компаний для развития инфраструктуры в основных туристско-ориентированных районах Иркутской области (связь, дороги, причалы, гостиницы и др.);

— организация маркетинговой и имиджевой деятельности по формированию и продвижению туристических продуктов отдыха на Байкале в рамках экологически допустимых норм.

3.5. Создание благоприятного инвестиционного климата

Задача: формирование условий для значительного роста объема инвестиций в развитие Иркутской области.

Способы реализации:

— формирование инвестиционно-проводящей инфраструктуры, способствующей снижению издержек инвесторов;

— сопровождение реализации приоритетных инвестиционных проектов органами исполнительной власти Иркутской области;

— содействие финансово — экономическому оздоровлению предприятий (в т.ч. посредством механизма банкротства);

— развитие фондового рынка и рынка ценных бумаг как источника внебюджетных инвестиционных ресурсов для реализации эффективных проектов;

— создание на территории Иркутской области особых экономических зон и привлечение крупных инвесторов;

— развитие внешнеэкономических связей в области инвестирования.

3.6. Реализация приоритетных национальных проектов

Задача: обеспечение эффективной реализации на территории Иркутской области приоритетных национальных проектов, выдвинутых Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Способы реализации:

— организация деятельности Совета по реализации приоритетных национальных проектов при губернаторе Иркутской области;

— формирование механизма реализации на территории Иркутской области приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, развития агропромышленного комплекса и обеспечения доступным и комфортным жильем граждан.

4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

4.1. Управление областной собственностью

Задача: получение максимальной отдачи от использования областной собственности.

Способы реализации:

— проведение систематического мониторинга эффективности управления областной государственной собственностью;

— акционирование части областной собственности, управление которой более эффективно будет осуществляться на негосударственном уровне;

— оптимизация ставок по платежам за использование областной собственности.

4.2. Экология и природопользование

Задача: совмещение роста производства общественных благ со снижением экологической нагрузки на территорию.

Способы реализации:

— рациональное использование, восстановление и охрана природных ресурсов и объектов;

— стимулирование внедрения организациями Иркутской области технологий, направленных на снижение экологической нагрузки;

— развитие системы экологического мониторинга с целью обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц достоверной информацией, необходимой для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды;

— развитие системы экологического контроля в сфере природопользования и охраны озера Байкал;

— повышение уровня экологической культуры, образования и знаний в сфере охраны окружающей среды населения Иркутской области.

4.3. Государственная политика в отношении районов Севера

Задача: сбалансированное развитие северных территорий.

Способы реализации:

— стимулирование создания новых рабочих мест в соответствии с перспективными потребностями экономики и социальной сферы;

— обеспечение финансирования жилищных субсидий граждан, переезжающих из северных районов Иркутской области, а также завоза топливно-энергетических ресурсов и товаров первой необходимости;

— создание программ развития жизнеобеспечивающих традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов;

— урегулирование вопросов землепользования коренного малочисленного населения и иных групп населения в контексте возможного промышленного освоения посредством функционального зонирования территорий жизнедеятельности.

4.4. Бюджет и бюджетное строительство

Задача: повышение роли бюджета как активного инструмента осуществления областной государственной социально-экономической политики.

Способы реализации:

— повышение доходного потенциала консолидированного бюджета Иркутской области;

— сокращение бюджетных расходов за счет оптимизации сети областных бюджетных учреждений;

— внедрение системы бюджетного планирования, ориентированного на результат, использование аудита эффективности;

— создание единого информационного пространства по формированию и исполнению консолидированного бюджета области.

4.5. Поддержка сельскохозяйственного производства

Задача: способствовать комплексному развитию конкурентоспособного агропромышленного производства.

Способы реализации:

— государственная поддержка рыночной деятельности в агропромышленной сфере, осуществляемая в форме льготного кредитования, льготного налогообложения, выдачи субсидий и субвенций в виде стартовой помощи, индексации цен, погашения части задолженности государству;

— развитие малых форм хозяйствования с учетом расширения материально-технической и финансовой базы личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств, создания заготовительных и снабженческо-сбытовых кооперативов и производств по переработке сельхозпродукции на модульной основе;

— оказание помощи развитию системы сельской кредитной кооперации и земельно-ипотечного кредитования;

— содействие техническому оснащению организаций агропромышленного комплекса;

— содействие интеграционным процессам сближения сельскохозяйственного производства, промышленности и других сфер деятельности;

— обеспечение организаций аграрно-промышленного комплекса квалифицированными менеджерами и специалистами;

— обеспечение организаций аграрно-промышленного комплекса ветеринарным сопровождением.

4.6. Содействие развитию муниципальных образований Иркутской области

Задача: максимальное использование потенциала муниципальных образований, обеспечение проведения единой социально-экономической политики на всей территории Иркутской области.

Способы реализации:

— стимулирование органов местного самоуправления к проведению активной социально-экономической политики;

— обеспечение полноценной реализации на территории Иркутской области реформы местного самоуправления;

— поддержка депрессивных территорий с целью выравнивания уровней развития.

4.7. Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций

Задача: снижение техногенных и природно-техногенных рисков, смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Иркутской области.

Способы реализации:

— развитие на территории Иркутской области системы постоянного мониторинга и прогнозирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;

— идентификация и ликвидация источников крупных аварий на территории Иркутской области;

— усовершенствование системы жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций территориальной службы медицины катастроф.

4.8. Проведение административной

реформы

Задачи: повышение качества и доступности государственных услуг, определение границ вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства.

Способы реализации:

— внедрение в органах власти принципов и процедур управления по результатам;

— оптимизация функционирования органов власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов власти;

— повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов власти;

— обеспечение необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового сопровождения административной реформы.

В настоящей Концепции изложены основные моменты, которые составят основу Программы социально-экономического развития на 2006-2010 годы. Детализированное представление о путях развития Иркутской области станет планом конкретных действий, отвечающих вызовам современности и установкам, поставленным Президентом и Правительством Российской Федерации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры