издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наука управлять. На уровне местного самоуправления депутатам предстоит решать житейские проблемы

  • Автор: Борис КРАИНСКИЙ

Тайшетская земля - западный форпост Приангарья - имеет богатую историю и славится многими добрыми делами. А с нынешнего января тайшетцы могут сказать ещё и о том, что у них самое большое в Иркутской области количество муниципальных образований. С нынешнего года на низовом, первом уровне местного самоуправления действует три десятка сельских и городских поселений.

Об этом примечательном факте неоднократно упоминалось на семинаре депутатов представительных органов власти низового звена. Участие в нём приняло около двухсот человек. Самым дальним — депутатам из таёжного Тамтачета — пришлось добираться до райцентра за триста с лишним километров, но они не пожалели, что потратили целый день на общение с коллегами и полезную для всех учёбу.

Так получилось, что на Тайшет выпал заключительный этап зональных и кустовых семинаров, организованных областным Законодательным собранием для депутатов местного самоуправления. В течение двух недель депутатские встречи прошли по всей области — от Саянска до Бодайбо и от Качуга до Тайшета. Всего состоялось двенадцать семинаров, на которых побывало свыше двух тысяч депутатов, а также руководителей и специалистов местных администраций.

В Тайшете, как и на других встречах, в центре обсуждения оказались вопросы устройства местной власти в новых условиях. Всестороннему анализу подверглась практика применения Федерального закона 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления». Этот закон, как известно, и дал «зелёный свет» муниципальной реформе, которая у нас, в Приангарье, вступила уже в завершающую стадию. С тем, как реформирование местной власти проходит в Приангарье, подробно участников встречи познакомил зам. председателя Законодательного собрания Дмитрий Баймашев. Он рассказал о том, как областной парламент работал над созданием правового фундамента для успешного и своевременного проведения реформы. Особое внимание было уделено анализу важнейших положений областных законов, обеспечивших создание новой вертикали местных представительных органов власти и возможностей для реализации полномочий местного самоуправления в новых условиях. Дмитрий Баймашев не скрывал и проблем, которые пока не удалось решить. Прежде всего они связаны с финансовым обеспечением местного самоуправления, разделением собственности и закреплением имущества за низовыми звеньями местного самоуправления.

Как показал дальнейший разговор, именно экономические и бюджетно-финансовые проблемы особенно беспокоят депутатов низового звена. Здесь далеко ещё до полной ясности. Все в голос говорили о несовершенстве методик, применяемых для формирования местных бюджетов. По мнению тайшетских депутатов, необходима срочная корректировка коэффициентов, применяемых сегодня для расчёта субвенций и дотаций. В основу же должен быть положен так называемый подушевой принцип, когда бы размер финансовой поддержки учитывал, в первую очередь, количество жителей в муниципальном образовании. Для скорейшего решения имущественных вопросов, отмечалось на семинаре, необходимо ускорить принятие на областном уровне нормативных актов по механизмам приватизации муниципального жилья, кадастровой оценки земли. Назрел вопрос и о том, за счёт каких средств будет вестись подготовительная работа по переоценке муниципальных земель и имущества.

Подробные ответы на большинство вопросов были даны в докладах и выступлениях иркутских гостей. После того как Дмитрий Баймашев подробно рассказал о главных направлениях в работе областного парламента, в разговор с тайшетскими депутатами вступили специалисты правового управления Законодательного собрания и Контрольно-счётной палаты области. Марина Штурнева остановилась на вопросах организации деятельности представительного органа власти. При этом особое внимание было уделено взаимодействию представительных и исполнительных органов самоуправления. О тонкостях бюджетной политики вёл речь Владимир Спичак. Весьма подробно ему удалось познакомить депутатов с особенностями бюджетного процесса и нюансами межбюджетных отношений. В докладе Галины Аксёновой говорилось о полномочиях представительных органов в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. И по каждой теме, оказавшейся в центре внимания, дело не ограничилось только юридическими выкладками и комментариями. К докладчикам обязательно находились вопросы, причём практического характера. В итоге завязывался полезный диалог, интересный для всех участников семинара.

Весьма подробно на этот раз анализировались контрольные функции представительных органов. С интересным докладом выступила начальник аналитического отдела КСП области Людмила Рогачёва. В основу выступления были положены результаты последних проверок формирования и исполнения областного бюджета. Эта тема нашла продолжение в выступлении зам. председателя контрольной комиссии собрания Евгения Рулькова. Он остановился на практике организации контроля со стороны депутатов муниципальных образований. Нашлось место в выступлении и для знакомства с постановкой контрольной работы в Законодательном собрании. Евгений Рульков призвал коллег-депутатов смелее идти на создание на местах контрольных комиссий и групп для повышения эффективности депутатской работы.

Судя по всему, и сами участники тайшетского семинара остались довольны полезной дискуссией и практическими советами, полученными от областных законодателей.

Анна Агафонова, депутат Думы Бирюсинского сельского поселения:

— В нашей сельской Думе семь депутатов. Есть рабочие, директор школы, медики. Я, например, руковожу фельдшерско-акушерским пунктом. Одним словом, народ подобрался толковый. Правда, пока больших дел в актив ещё не занесли. Работаем-то всего ничего, только второй месяц. Идёт притирка, оценка сил, прикидываем, что надо сделать в первую очередь. Главная трудность в том, что шесть человек избраны депутатами впервые, в том числе и мне пришлось впервые окунуться в общественную деятельность. Свою цель мы, бирюсинские депутаты, видим в том, чтобы получше обустроить сельский быт, ведь деревенская жизнь, как нам кажется, более тяжёлая, чем городская. Сил, думаю, хватит. Главное, наши депутаты — сами сельские жители и отлично знают, что волнует земляков. Я так понимаю, что важны не красивые фразы, зафиксированные в планах на бумаге, а реальные дела. Важно помочь той же одинокой бабушке, которая раньше и не знала, к кому обратиться со своей нуждой. Хорошо всё-таки, что в деревне появились депутаты. Ведь не зря говорится: «Один ум — хорошо, а два — лучше». Мы работаем всего второй месяц, но, надеюсь, дело у нас пойдёт. Особенно, если будем действовать совместно с самими жителями села.

Александр Черушников, глава Шелаевского сельского поселения:

— Перемены в новой организации местного самоуправления оцениваю только положительно. Мы во многом вспомнили прежний опыт, но с учётом перемен последних 10-15 лет. Я двумя руками за восстановление представительных органов власти в самом низовом звене — сёлах, посёлках и небольших городах. Появляется ясность и в отношениях с районной властью, которая по своему статусу отнесена на второй уровень местного самоуправления. До сих пор вся местная власть замыкалась практически на мэре района, а наши сельские и поселковые администрации существовали как структурные подразделения районной власти. Сейчас многое должно измениться, поскольку на места приходит действительно реальная сила. Приходит настоящая власть в лице, прежде всего, депутатов, избираемых самим населением. Они будут заниматься проблемами, о которых знают не понаслышке, поскольку сами сталкиваются с ними ежедневно. Ведь живут-то депутаты и избиратели рядом, на одной улице. Если всё хорошо пойдёт, а я в этом не сомневаюсь, закон заработает, и всё у нас будет нормально.

Конечно, проблемы в организации работы нашей сельской Думы возникают. Большинству думцев придётся ещё освоить навыки депутатской работы, но будем учить и сообща учиться. С другой стороны, на уровне местного самоуправления вряд ли будут приниматься какие-то большие нормативные акты, а вот житейскими проблемами придётся заниматься вплотную. Но к решению последней задачи наши депутаты готовы — они ведь местные, и этим всё сказано.

Елена Коваленко, глава Тайшетского городского поселения (г. Тайшет):

— Жить в эпоху реформ — непростое дело. Прежде всего, из-за несовершенства законодательства. Нас особенно беспокоят две проблемы, характерные, пожалуй, и для других муниципалитетов. Во-первых, наши финансовые возможности. Пока денег не хватает на выполнение полномочий, переданных на первый уровень местного самоуправления. Нам оставили земельный налог. Мы пытаемся его собирать, но расчёты-то ведутся по кадастровой оценке 2000 года. Надо срочно пересматривать стоимость муниципальных земель, однако для этого нужны немалые средства. По Тайшету на проведение новой кадастровой оценки требуется заплатить два миллиона рублей. Где нам взять такую громадную сумму? Подобная ситуация и с оценкой имущества, подлежащего продаже или аренде. Мы пока приостановили приватизацию муниципального жилья, но люди-то обращаются с вопросами. Их понять можно, ведь пока процесс приватизации продлён всего лишь до конца текущего года. И опять всё упирается в деньги — стоимость переоценки муниципальной квартиры обходится в 164 рубля. Вопрос всё тот же: где взять деньги?

При формировании местных бюджетов практикуется выделение для муниципалитетов субсидий и дотаций. Считаем, что существующую практику следует пересмотреть с учётом практики, нашей реальности. Всех нас волнует вопрос: почему методика расчёта субвенций не учитывает количество населения в муниципальном образовании? Приоритет отдан почему-то надуманным коэффициентам, а справедливый, на наш взгляд, «подушевой» принцип оказался отброшенным в сторону. Почему? Ещё более не повезло с расчётом субсидий. В этом важном для нас деле вообще отсутствуют какие-либо методики. Вот почему на встрече с областными депутатами мы и просили, чтобы они взяли эти проблемы на карандаш и поспешили с подготовкой соответствующих областных законов и других нормативно-правовых актов.

Анатолий Зелезинский, глава Тайшетского муниципального района:

— У нас в ходе реформы местного самоуправления создано тридцать муниципальных образований первого уровня. Это самое большое в Иркутской области число низовых поселений, где возникли собственные представительные органы власти. Нас волнуют общие трудности. Самый больной вопрос — формирование местных бюджетов. Денег на всех не хватает. Общий дефицит составляет 480 млн. рублей, а полномочия, переданные местной власти, надо выполнять. Этот мучительный вопрос возникает ежедневно. Чтобы как-то выйти из положения, организовали централизованную бухгалтерию. Сейчас учим на практике бухгалтеров сельских поселений. И заниматься данной проблемой придётся, судя по всему, до конца года.

Остро стоит проблема разграничения собственности, о чём говорили многие участники семинара. Не секрет, что кое-кто в низовом звене готов руководствоваться принципом «дайте побольше — потом разберёмся». Вряд ли такой подход правильный. Мало раздать собственность, надо ещё научиться управлять тем, что имеешь, причём эффективно. Поэтому не спешим поскорее всё имущество передать на низовой уровень. Главная цель — получить доходы в местную казну, чтобы наша собственность помогала в решении неотложных вопросов. Хотелось бы, чтобы и областные власти поторопились с прояснением ситуации по разделению собственности. Нам нужны не разъяснения, пусть и квалифицированные, а конкретные нормативные и правовые акты. И, может быть, даже областной закон.

Надо учесть, что большинство глав сельских и городских поселений — порядка 60 процентов — впервые возглавили местные администрации. И в депутатском корпусе большинство за новичками. У них возникают организационные трудности, сказывается и нехватка правовых знаний. Остаётся только одно — учить актив, чем мы и занимаемся. В районной администрации состоялись собеседования с главами сельских поселений. Были организованы учебные занятия с участием руководителей областной администрации, преподавателей Байкальского университета экономики и права. Вот и депутатский семинар, организованный Законодательным собранием, оказался весьма своевременным и востребованным.

Дмитрий Баймашев, зам. председателя областного Законодательного собрания:

— Тайшетская встреча областных законодателей с депутатами низового звена получилась вполне конструктивной. Мы не только познакомились, но и сумели провести полезный диалог относительно проблем становления местного самоуправления. Все понимают важность создания стройной вертикали представительных органов власти. Это поможет сблизить власть и народ, усилить контроль над решением проблем, волнующих людей. Большинство из них вполне можно успешно решать на месте, а не писать жалобы и обращения в Москву и Иркутск. Об этом и шла речь на семинаре. Было много вопросов, критических замечаний и предложений. И нам, депутатам областного Законодательного собрания, семинар дал пищу для размышлений. Уверен, что отзвуки семинаров в Тайшете и других городах обязательно отзовутся в законодательной практике.

Знакомство с тайшетскими проблемами не ограничилось лишь дискуссией на самом семинаре. Накануне нам удалось побывать на Бирюсинском гидролизном заводе, где сохраняется напряжённая обстановка. Откровенным получился разговор о проблемах села на встрече с аграриями района. Полезные встречи состоялись в социальных учреждениях посёлка Квиток. Вернувшись в Иркутск, придётся серьёзно поразмышлять над проблемами, поднимавшимися в ходе тайшетских встреч.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры