издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Излечится ли Иркутск?

  • Автор: Александр ТАБАЧНИК, пенсионер. Иркутск

10 января на первой полосе уважаемой мной «Восточки» была опубликована информация, озаглавленная так: «Красота стоит дорого». Сообщалось о том, что на благоустройство Иркутска в наступившем году выделено более 200 миллионов рублей — почти в два раза больше, чем в прошлом. Но, несмотря на такой отрадный факт, меня по-прежнему занимает вопрос: излечится ли Иркутск? Сможет ли он занять достойное место среди благоустроенных городов, удобных для жизни? Немалую роль в том, что я решил взяться за перо, сыграл и призыв к действию, прозвучавший в газете из уст главного редактора Александра Гимельштейна в его регулярном обращении к нам, читателям.

Я прикипел к Иркутску душой, отдав ему лучшие годы своей трудовой жизни; здесь создал семью и вырастил детей, прожив в нём без малого полвека. Его судьба мне далеко не безразлична, поэтому и мой взгляд на его прошлое, настоящее и будущее взыскателен и строг.

Да, когда-то Иркутск был столицей всей восточной части Российской империи, форпостом освоения новых земель, включая и территории Американского континента. Но, отданный на откуп купцам и военным, дореволюционный Иркутск строился спонтанно, без строгого архитектурного плана, о чём свидетельствует множество замысловатых улочек и переулков, поныне пересекающих город во всех направлениях. Другой бедой иркутского градостроительства является бессистемная, хаотичная и тоже исторически обусловленная застройка деревянными домами, разбросанными крупными массивами по всей территории областного центра. Такой хаос, когда ветхое деревянное жильё чередуется с современным каменным многоэтажьем, не внушает особого оптимизма по поводу будущего облика старинного нашего города. Как-то не верится, что он осовременится не только отдельными элитными домами, но и массовым доступным, полностью благоустроенным жильём, воздвигнутым взамен деревянного, с выгребными ямами во дворах. Кстати, генеральный план застройки Иркутска до сих пор не принят.

Но всё это объективные причины, накладывающие свой отпечаток на внешний облик города. А есть и субъективные, огорчающие ещё больше. Многим россиянам известен в Волгограде Дом Павлова, специально не восстанавливаемый с военных лет, олицетворяющий мужество наших солдат. В Иркутске тоже есть своеобразный памятник, только не героизму сопротивления врагу, а памятник архитектурному авантюризму и бездарности. Я имею в виду так и не достроенный дом рядом с мэрией. Никому из «отцов города», ни прошлым, ни нынешним, не хватает воли убрать с глаз долой это позорное бельмо.

Можно перечислить и другие места, даже в самом центре, отталкивающие своей неблагоустроенностью, запущенностью и грязью. Например, площадь перед цирком: изношенная бетонная тротуарная плитка, провалившаяся во многих местах и собирающая огромные лужи во время дождя. А трущобы Маратовского, Радищевского, Рабочего предместий! А закоулки, прилегающие к улицам Партизанской и Тимирязева! А смердящая язва вещевого рынка — «шанхайки»! Между прочим, когда-то барахолка была изгнана на окраину Иркутска, где ей и место; но вот возродилась и даже стала «международной», неконтролируемой торговой структурой.

Большинство иркутских улиц, кроме разве что двух центральных, выглядит убого и серо. Популярным способом содержания проезжей части дорог давно стал ямочный ремонт, «заглатывающий» каждый год огромные средства. Между тем такие напряжённые магистрали, как улицы Баррикад или Карла Либкнехта, остаются хронически не отремонтированными.

Конечно, прочитав о том, что на своё благоустройство Иркутск получит в наступившем году немалые деньги, я порадовался. Но согласился и с тем, что «красота стоит дорого». Мне интересно, не утонут ли эти 200 миллионов рублей, отпущенных «на красоту», то бишь на благоустройство Иркутска, в глубоких лужах, делающих после ливней наши улицы непроходимыми; не укатают ли их в асфальт или в гравий дорожники, бесконечно латающие колдобины; хотя бы частица от полученной денежной суммы пойдёт ли на благоустройство других улиц, кроме двух центральных да ещё площади Кирова?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры