издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Торгаши от искусства

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

Я думаю, никто не станет спорить о том, что в Иркутске любят этот жанр. Достаточно появиться афише с названием венской оперетты, и она будет воспринята как заявка на праздник. Особенно тогда, когда эту бессмертную классику обещают продемонстрировать "ведущие артисты Московского театра оперетты".

Таких спектаклей эти «ведущие артисты» показали в Иркутске два — оперетту Иоганна Штрауса «Летучая мышь» и оперетту Франца Легара «Весёлая вдова».

Кто их, эти произведения, не знает в Иркутске? Думаю, лишь те, кто родился не так давно и ещё не успел освоить репертуар Иркутского музыкального театра, но таких в зале на гастрольных спектаклях — единицы.

Ведущие же актёры решили, что в этой «богом забытой провинции» неучей надо просвещать с азов. И потому в «Летучей мыши» по воле этих «ведущих» на сцене появляется граф Орловский (персонаж оперетты) и начинает «доступно» рассказывать сюжет спектакля, но делает это так примитивно, что сразу и полностью уничтожает интерес к будущему действию. А далее, запинаясь и заикаясь, зачитывает по бумажке действующих лиц и исполнителей, как будто он и понятия не имеет, с кем ему пришлось приехать из стольного града.

Впрочем, для зрителей фамилии актёров ни о чём не говорили, потому как неизвестно, в какие далёкие годы они были ведущими в Московском театре оперетты. Но скажу сразу, что нынешний их творческий потенциал не выдерживает никакой критики: безголосые, косноязычные, шепелявые, не танцующие и лучше бы не поющие. Костюмы, которые были на них, грязные, мятые. Игрались оперетты под фонограмму, артисты не всегда улавливали ритм музыки. Словом, энтузиазм и блеск, присущие классической оперетте, нужно было искать под микроскопом. Зато усердный граф Орловский перед каждым действием разъяснял содеянное.

Не хочу подробно говорить о «Весёлой вдове», потому что оба спектакля отчётливо продемонстрировали отсутствие творчества, отсутствие ответственности театра, посылающего на заработки своих актёров, и отсутствие ответственности у импресарио, который под маской Московского театра оперетты везёт откровенную халтуру.

Конечно, сегодня отсутствует всяческий контроль за деятельностью «диких» гастролёров, но, мне кажется, должна быть художественная зрелость организаторов подобных гастролей, их гражданская ответственность за то низкопробное, которое они выдают за высокое искусство. И я всё более и более мечтаю о том дне, когда за подобные «эстетические» диверсии будут также усердно наказывать рублём горе-организаторов, как они с неимоверной наглостью внедряются в кошельки доверчивых зрителей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры