издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Алкогольный рынок: просим потесниться

Продажа водки остаётся самым привлекательным сегментом на рынке алкогольной продукции Иркутской области. В прошлом году объём реализации алкоголя в оптовой сети, по данным Иркутскстата, сократился на 9,3%. И только продажи водки, слабоалкогольной продукции, пива продолжали расти. Причём в прошлом году на водку и ликёроводочную продукцию приходилось 70% оборота организаций оптовой торговли.

По данным Иркутскстата, оптовики по итогам 2005 года продали алкогольных напитков на 8284,6 млн. рублей, что составляет 90,7% к уровню 2004 года. Водки и ликёроводочных изделий было продано 4406,21 тыс. дкл, что обеспечило рост продаж у оптовиков на 4%, в рознице — на 4,7%. В связи с чем ситуация на рынке алкоголя Иркутской области несколько отличалась от сложившихся тенденций на российском рынке. Эксперт инвестиционной компании «ФИНАМ» Сергей Харченко отметил, что в целом идёт сокращение рынка водки.

Игры брендов

Но за счёт меньшего потребления дешёвой продукции растут продажи премиальной водки. Все наши эксперты отмечают исчезновение с рынка недорогих водок компании «Исток», занимавших некогда значительную долю. Покупатель отдаёт предпочтение качественной продукции, а «Исток» уже давно был взят на заметку бутлеггерами, высказал предположение один из наших собеседников. В то же время с прилавков практически исчезла «Гжелка» — марка, принадлежащая компании «Кристалл». Александр Гурьев, директор по маркетингу ООО «Моспродукт», считает, что причиной тому стала война за этот бренд, инициированная санкт-петербургским производителем «Левиз». «В итоге они забрали эту марку у калужского завода, разливают её у себя, водка называется «Гжель». Но бренд, по сути, утрачен», заметил он. Глава ООО «Риэлти-Диалог» Валерий Роговец добавляет в список исчезающих с иркутского рынка «Путинку» и «Виноградов». По его мнению, владельцы этих брендов просто не смогли найти в Иркутске партнёров.

При этом в течение года в Иркутской области прочно обосновался «Кристалл-Гросс». Компания завозит в регион водку с подконтрольных ею заводов в европейской части страны. По оценкам руководителя иркутского филиала ТД «Кайрос» Павла Кирьянова, ей принадлежит до 50% рынка. «Кристалл-Гросс» закрепился в сегменте водки класса «эконом». Торгует «Ржаной», «Оболенской» и другими. В прошлом году компании отошли права на иркутские бренды. Причём, как отмечает Валерий Роговец, позиционирующаяся как водка премиум-класса «Байк» продаётся по цене, близкой к водкам «эконом-класса». К брендовым лидерам наши собеседники относят «Зелёную марку», «Русский размер», «Главспирттрест». При этом все эксперты отмечают агрессивное продвижение на рынок украинских водок. «Немиров», «Союз-Виктан» и «Мягков» в скором времени серьёзно потеснят на иркутском рынке продукцию российских производителей.

В качестве показателя роста интереса покупателей к дорогим брендам один из наших собеседников отметил, что сегодня в иркутских магазинах можно найти самую дорогую в России водку «Императорская коллекция», которая стоит около 30 тысяч рублей за бутылку, разливается в хрустальную тару, инкрустированную золотом. Но для нашего региона столь дорогие водки скорее экзотика и их продажи идут плохо. Примером тому, по мнению Александра Гурьева, может служить разливаемая в Подмосковье водка «Kaufmann», которая стоит в розницу около 4 тыс. рублей.

Без иркутской водки

Приметой прошлого года стало исчезновение с иркутского рынка местной водки. Доля продукции ОАО «Кедр» на алкогольном рынке составила чуть больше 1%. По данным Иркутскстата, объём производства компании в прошлом году сократился до 44% к уровню 2004 года, или до 237,09 тыс.дкл. Было реализовано продукции на сумму 108,7 млн. рублей. «Кедр», оказавшийся в регионе в 2005 году единственным предприятием — производителем водки (ООО «Братский ликёроводочный завод» признан банкротом, на нём введено конкурсное производство), был остановлен в октябре 2005 года. В итоге в 2006 году иркутские трейдеры не торговали местным крепким алкоголем.

Александр Гурьев подчеркнул, что местным маркам очень быстро нашлась замена. «Это торговля, и здесь идёт борьба за место на полке, — сказал он. — Кто попал на полку, тот и продался. Есть достаточно много брендов, которые хорошо себя зарекомендовали, узнаваемы, не вызывают у людей отрицательных эмоций». В то же время наш собеседник заметил, что «не стал бы ставить крест на Братском ЛВЗ». «В отличие от государственного «Кедра» Братский завод — структура частная, у предприятия большая задолженность по налогам, но планы возобновления производства у собственника есть. Это вопрос времени и финансовых вливаний», — говорит Александр Гурьев.

Павел Кирьянов в свою очередь заметил, что «если следовать мировой статистике, то 10 заводов контролируют 80% рынка, — сказал он. — В России же все наоборот — 10 ведущих производителей контролируют 15% рынка. Понятно, что ситуация будет развиваться в соответствии с мировыми тенденциями. Лидеры будут наращивать обороты, усиливать влияние. Что может противопоставить региональный завод крупному российскому производителю? Выживает сильнейший».

Михаил Матханов, директор по производству ОАО «Байкалфарм», считает, что в ближайшие полгода-год закроется до половины небольших производителей алкогольной продукции, поскольку не смогут выдержать конкуренции. «Раньше можно было делать 10 тысяч ящиков водки в год и считаться производителем. Сейчас, чтобы выжить, нужно иметь не менее 50 млн. рублей прибыли или открывать каждый год по новому заводу, — сказал он.- Всё это приведёт к изменениям на оптовом рынке: более крупные игроки займут долю мелких, которые с рынка уйдут».

Кто на новенького

Как отмечают оптовые продавцы, меняется расстановка сил и в сфере продаж: идёт укрупнение бизнеса. Количество оптовиков может сократиться. В прошлом году в регионе работало 53 оптовых продавца, а ещё в 2004 году, по словам Александра Гурьева, порядка 70 фирм. Большое количество игроков вело к постоянному демпингу. «Если нет стабильности у оптовиков, её нет и в розничной сети. Кто-то, желая любым способом сбить цену, занимался контрафактной продукцией. Сейчас в связи с ужесточением федерального законодательства, рынок успокоился», — резюмировал он.

В этом году, к примеру, повысились требования к уставному капиталу, он должен быть не менее 10 млн. рублей. Причём, как рассказал Валерий Роговец, на сокращение количества водочных оптовиков, безусловно, уже повлияло требование по уплате налога на добавленную стоимость с момента отгрузки товара производителем, в то время как оборачиваемость водки составляет от 50 до 40 дней. «Не у всех имеется возможность извлечь такие суммы из оборота», — заметил наш собеседник.

По уровню реализации водки Иркутскстат по итогам первого квартала нынешнего года назвал крупнейшими оптовыми компаниями «Кристалл Гросс-Иркутск», «Центр» (Братск), «Риэлти-Диалог» (Иркутск), «Шелт-Трейд» (Иркутск). При этом сами продавцы ожидают прихода на иркутский рынок новых фигурантов. В их числе может оказаться красноярская компания «Дестони». Кроме того, не исключается, что компании, ранее специализировавшиеся на продаже пива, захотят диверсифицировать свой бизнес. Сегодня пивной дистрибьютор компания «Сервико» ведёт себя достаточно активно на алкогольном рынке. В свою очередь, Павел Кирьянов отметил, что вторая половина 2006 года — 2007 год выявят новых игроков. «Тех, кто покинет рынок, я назвать не могу, но придут новые, очень мощные. Мы ожидаем, что на иркутском рынке начнёт действовать «Торговая марка», достаточно сильная компания», — сказал он.

Выйти на водочный рынок новичку непросто. Все раскрученные на федеральном уровне и наиболее прибыльные премиальные бренды уже «разобраны» иркутскими дистрибьюторами. Ниша дешёвой водки более свободна, но она, по мнению Сергея Харченко, продолжит сокращаться. А чтобы зайти на рынок с новым брендом, потребуются деньги и изобретательность. «Зачастую методы классического маркетинга и PR не помогают войти в рынок, — говорит один наш эксперт. — Рынок нужно «покупать»: платить за полки, выплачивать бонусы торгпредам, давить дисконтом и прочее». Стандартная цена одного места на полке с алкоголем для нового бренда в иркутских супермаркетах составляет 300 долларов. Основная проблема: водочные полки в магазинах узки, а конкуренция среди производителей — высока.

Справка

К брендовым лидерам наши собеседники относят «Зелёную марку», «Русский размер», «Главспирттрест». При этом все эксперты отмечают агрессивное продвижение на рынок украинских водок. «Немиров», «Союз-Виктан» и «Мягков» в скором времени серьёзно потеснят на иркутском рынке продукцию российских производителей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры