издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Завтра была война"

  • Автор: Лора ТИРОН

В академическом драматическом театре им. Охлопкова на основной сцене прошёл спектакль "Завтра была война" по повести Бориса Васильева в постановке Геннадия Шапошникова. Он снискал успех у зрителей разного возраста - школьников, студентов, людей среднего возраста и, конечно, у ветеранов. Украдкой они смахивали слёзы и проживали всё увиденное на сцене как бы заново...

В спектакле нет разрывов снарядов, взрывов и пулемётных очередей. В нём не гибнут солдаты, не берут в плен неприятеля. Но война в нём присутствует незримо, она разлита в атмосфере, висит тяжёлой пеленой в воздухе, которым наполнен спектакль.

Действие начинается за год до войны. Но не только приближающейся угрозой войны насыщен воздух спектакля. Герои задыхаются в атмосфере несвободы. Страшные ночные аресты, когда под видом чисток рядов партии подвергались необоснованным репрессиям лучшие люди страны, не раз смотревшие в глаза смерти на фронтах первой мировой и гражданской. Но спектакль не только об этом. У театра есть глубокая потребность осмыслить историю нашего Отечества, таких понятий, как советский народ, многонациональная страна, служение Родине, отношения с властью…

Уже с первых минут спектакля возникает общее биополе — между людьми, сидящими в зале, и теми, кто на сцене. Все они начинают дышать одним общим дыханием и сердца бьются в унисон. Возникает чувство гордости за людей, остро, до боли понимавших свой долг, свою ответственность за эту землю, ради которой столько в нашей истории случилось тяжёлого, непоправимого. Как всё трагически переплетено и перемешано в ней, нашей истории…

Отцу Вики Люберецкой, одной из главных героинь спектакля, повезло в том, что после ареста, унизительных пыток, избиений, допросов, на которых ему пытались доказать, что он шпион японской разведки, он всё-таки вернулся. Один из немногих, которые возвращались «оттуда». Но дома его ожидало ещё более страшное испытание. В школе, после ареста отца Вики, её классный руководитель инициировала собрание, на котором дочь должна была отречься от отца как врага народа и заклеймить его позором, а школьная организация исключить её из рядов комсомола. Но девочка не отрекается от отца, зная, что он честный человек, и не будучи в состоянии пережить весь этот позор и травлю, кончает жизнь само-убийством. Она выбирает смерть, но не предает отца. В подобной жизненной ситуации эта девочка, сама ещё ребёнок, оказалась сильнее, выше, честнее многих взрослых.

Очень сдержанно, просто и точно решена сцена похорон Вики Люберецкой, и от этой простоты, точно найденных режиссёром мизансцен, интонации, атмосферы пробирает до глубины души, а слабые женские и девичьи сердца разрываются от слёз. В спектакле много интересных режиссёрских решений, находок, замечательных мизансцен, которые позволяют говорить о высокопрофессиональной и умелой режиссёрской работе.

Геннадий Шапошников принадлежит к поколению, не знавшему войны и не имевшему опыта работы с военной пьесой, но он очень точно нашёл свой путь к военной теме: через судьбу конкретного человека, через рассказ о судьбе отдельно взятой семьи, дома, школы, класса к судьбам поколения, от обобщений — к частности, к размышлению об отдельно взятой человеческой судьбе, душе.

Особенностью спектакля является то, что в нём заняты студенты театрального училища. И их не назовешь неумелыми дилетантами, которые на фоне профессиональных актёров уступают им в мастерстве, теряются… Ребятам можно аплодировать за их органичность, за то, что они проживают на сцене свой кусочек жизни. Просто потрясает то, как сумели они, эти девчонки и мальчишки, перешагнуть через время и так отозваться на военную тему, сделать её своей. Значит, это живёт, бьётся в душах молодого поколения, в их сердцах. Это, наверное, самое важное — подтолкнуть молодого человека к размышлениям о вещах, над которыми он никогда бы не задумался в сегодняшней суетной жизни. И это, если говорить высоким стилем, своего рода патриотизм — вернуть молодёжи память, с которой, может быть, и начнётся восстановление таких понятий, как честь, долг, справедливость, служение Родине.

В спектакле заняты народная артистка России Наталья Королёва, заслуженные артисты России Николай Дубаков, Александр Булдаков, Людмила Слабунова, артисты Александр Дулов, Виктория Инадворская, Надежда Анганзорова, Светлана Светлакова и другие артисты театра.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры