издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не только местное достояние

Прошлой весной в Иркутскую филармонию пришла радостная весть: аккордеонисту Александру Чудновскому присвоено почётное звание «Заслуженный артист России» - событие долго-жданное для коллег и поклонников. Нам захотелось узнать о том, как живётся и работается Александру в новом статусе.

— Александр, как повлияло это событие на вас, поменялось ли что-нибудь в вашей жизни?

— Появилось больше ответственности, требовательности к себе.

— Что интересного произошло за этот год? Вспомните о наиболее ярких событиях прошедшего сезона.

— В связи с присвоением звания в ноябре прошёл мой творческий вечер.

— Чем он примечателен?

— Ну, об этом судить слушателям. Могу сказать, что на вечере иркутская публика впервые услышала новый аккордеон итальянской фирмы «Скандалли», который приобрела наша филармония (спасибо Марине Николаевне Токарской). Программа была значительно обновлена. Прозвучали Adagio Альбиони, «Ave Maria» Шуберта, шопеновская Прелюдия ми минор, обработка песни «Крутится, вертится шар голубой», вальс Виттне «Цыганский аккордеон», «Фантазия на тему венгерских танцев» Векслера, «Портофино» Л. Агутина. Участвовали как приглашённые артисты, так и филармонические. Были представлены и вокал, и хореография. Мы решились даже на творческий эксперимент — выступили вместе с рок-группой «Аэроплан — band».

— Любопытно… Однако жизнь филармонического артиста — это не только сольные вечера на прекрасной сцене филармонии, но и трудовые будни, репетиции, гастроли…

— Да. В отношении гастролей особенным был апрель, и не только по количеству концертов. По моим подсчётам, расстояние, которое я тогда преодолел, — более 10 тыс. километров.

— Расскажите подробнее.

— Сначала был Ербогачён — край, забытый богом. Никто из наших артистов там никогда не был. Последнее крупное культурное событие — гастроли Иркутского драматического, но с тех пор много лет прошло. Поэтому для местных жителей встреча с артистом, знакомство с музыкальным инструментом — это праздник.

Музыкантов там мало — пальцев одной руки хватит пересчитать, но очень хорошо развита художественная самодеятельность. Существуют хоровые, хореографические коллективы, в которых участвуют врачи, учителя. В музыкальной школе работают три педагога, они полностью отдают себя делу, очень профессиональные, продвинутые люди. Баянист (зовут его Владимир Иванович) аккомпанирует коллективам, сам пишет музыку.

— Что можно сказать о концертах?

— Наши встречи проходили в школах. Это очаг общественной жизни. Там проводятся собрания, концерты. Обязательно присутствуют дети и, конечно, взрослые. Для них это большое событие. Люди приходят не просто послушать музыку, но и пообщаться. Они соскучились по таким мероприятиям.

Поездка была непростая. Нам дали автомобиль, так называемую «вахтовку», которая перевозит людей из дома до работы в труднодоступные места, и — вперёд. До конечной точки — 500 километров. Останавливались в Осиновке, Преображенке, Буре, Ерёме, Непе. Расстояние между пунктами от 40 до 150 км. Машина шла в среднем со скоростью 20 км/ч, порой эти расстояния преодолевались за 12 часов. Ночевали в машине, а один раз в школьном спортзале на матах.

— Неужели не нашлось кровати для дорогого гостя?

— Да мы приехали в 4 утра. Как-то не хотелось тревожить людей. Но трудности — это не главное. Главное — моральное удовлетворение, отклик в сердцах людей.

— На этом гастрольная эпопея завершилась?

— Нет, конечно. В конце месяца был Тулун. Как раз в апреле в связи с объединением Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа был организован «Поезд дружбы».

— Так вы на нём отправились?

— Да нет. В поезд я не попал, в это время я ездил в Пермь, зато позже полетел самолётом. Как раз в конце апреля местная музыкальная школа отмечала своё 45-летие. Меня пригласили на юбилей и параллельно организовали несколько концертов. Так как я не первый раз в Тулуне, там меня хорошо знают. Приходили люди, приводили своих знакомых.

— Вы упомянули Пермь. Эта поездка также состоялась в апреле?

— Спустя четыре дня после приезда из Ербогачёна. Я получил приглашение из Пермской филармонии.

— Участвовали в каком-нибудь фестивале?

— Нет. Просто сольный концерт. Зал филармонии, рассчитанный на 470 мест, был заполнен. Я удивился — такому количеству людей это интересно.

Насколько я знаю, Пермь — музыкальный город, одно из главных его достояний — Театр оперы и балета. Особенно знаменита балетная труппа, а среди учебных заведений — музыкальное училище, Академия культуры. Но аккордеонистов мало.

— Как была построена программа концерта?

— Первое отделение — классическая музыка, второе — эстрадные обработки. Хотелось показать широкие возможности инструмента.

— Ну и как, полный триумф?

— Поначалу публика была насторожена: мол, чем он нас удивит? Но по ходу концерта постепенно оттаивала, появилась обратная связь, а в конце я почувствовал какую-то лёгкость, кураж. После выступления уже обсуждали планы на дальнейшее сотрудничество. Совсем недавно был звонок из Перми, с радио «Ностальжи». Предлагали пустить мои записи в эфир.

— Наверное, Пермь — не единственный город, который вы посетите в будущем году?

— Думаю, нет. Помимо гастролей по области (без этого не обходится ни один сезон) планирую сольный концерт в Новгороде. По крайней мере, оттуда звонили с деловым предложением.

Отрадно, когда выясняется, что наши артисты — не только местное достояние. А что касается регалий, то не дают они иммунитета от повседневных забот, напряжённого, кропотливого труда. Наверное, это к лучшему.

Беседовала Софья ПОБЛИНКОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры