издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Солдаты стальных магистралей

Железнодорожным войскам российской армии - 155 лет

  • Автор: Дмитрий Лебедев, председатель Иркутского регионального отделения Союза ветеранов железнодорожных войск Российской Федерации, почётный железнодорожник, полковник в отставке

История российских вооружённых сил свидетельствует: 6 августа 1851 года император Николай I подписал высочайший указ «О сформировании для охраны и эксплуатации железной дороги Санкт-Петербург - Москва четырнадцати военно-рабочих, двух кондукторских и одной телеграфной рот». Именно эта дата полтора века тому назад стала днём рождения особого рода войск в ратной системе государства Российского.

«И в беде, и в радости, и в горе» железнодорожные войска были и остаются по сей день надёжной опорой обороноспособности страны наряду со всеми другими видами действующей армии. Но есть одна особенность, позволяющая судить об уникальной специфике железнодорожных войск: они во все времена не только участвовали в сражениях, но и строили, созидали, связывая тылы и передовые позиции в единое целое.

Сейчас есть смысл напомнить о том, что к концу первой мировой войны именно ими, воинами-железнодорожниками, было проложено около 6500 километров узкоколеек, а эксплуатировалось ими в общей сложности более 7 тысяч километров железнодорожного пути. А после октября 1917 года железнодорожные войска в числе первых встали под знамёна молодой Красной Армии.

Великая Отечественная война стала для воинов-железнодорожников школой мужества. Они сражались под Москвой и Курском, под Сталинградом и Ленинградом; возводили мосты и переправы через крупнейшие водные преграды, облегчая другим родам войск решение стратегических задач.

Цифры могут рассказать о многом. Вот некоторые, взятые из летописи железнодорожных войск: за время второй мировой войны ими было восстановлено и построено заново на территории СССР и государств Европы и Азии около 120 тысяч километров стальных магистралей, по которым из тыла на фронты прошло 443 тысячи оперативных и снабженческих поездов. Ещё пример: мост через Днепр у Киева длиной более километра строился ускоренными темпами — — по 81,5 метра в сутки, а эстакада через Неву возводилась по 118 метров каждые 24 часа. За время Великой Отечественной минёры железнодорожных войск обезвредили и уничтожили более двух миллионов мин, фугасов и более 60 тысяч авиабомб.

За этими цифрами — стойкость и героизм всего личного состава железнодорожных войск; за этими цифрами — труд и кровь сотен тысяч солдат-железнодорожников; за ними — горечь утрат и радость наших общих побед. Именно в этих войсках служил ветеран трёх войн полковник Илья Григорьевич Старинов, «бог» диверсий и «академик» подрывного дела. Можно назвать и другие славные имена: Виктора Петровича Мирошниченко, взорвавшего мост через реку Снопоть и тем самым преградившего путь танкам захватчиков, за что ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза; или Андрея Егоровича Лесникова, машиниста, приведшего первый состав с тяжёлыми орудиями в Берлин — Лихтенберг. Кстати, узнав об этом, командующий Первым Белорусским фронтом, маршал Советского Союза Жуков вынес свою резолюцию: «Молодцы!».

Всех отважных воинов-железнодорожников, отличившихся в боях за Родину, перечислить невозможно. Зато в наших силах отметить, что среди них были части и соединения, награждённые орденами Суворова, Кутузова, Александра Невского; что 40 тысяч солдат стальных магистралей отмечены высокими государственными наградами; что 28-я железнодорожная бригада получила звание гвардейской. А ещё не забудем, что среди воинов-железнодорожников 28 Героев Социалистического Труда.

В мирное время также проявился созидательный талант военных железнодорожников. Ими проложены тысячи километров стальных магистралей, среди них — Восточный участок БАМа и новая, обходная, линия Слюдянка — Иркутск; ими укреплён берег Байкала, по которому проходит железнодорожное полотно; именно они, военные железнодорожники, электрифицировали участок Иркутск — Тайшет.

Когда же приходила и в мирное время беда, они были среди первых, спешащих на помощь. Так случилось во время страшного землетрясения в Армении и во время трагического события в Чернобыле.

Президент Российской Федерации Владимир Путин при вручении личного штандарта командующему железнодорожными войсками, генерал-полковнику, Герою Социалистического Труда Григорию Когатько сказал: «Как много славных страниц вписано военными железнодорожниками в ратную летопись Родины! Они в буквальном смысле слова проложили дороги к Великой Победе в Великой Отечественной войне, внесли весомый вклад в развитие транспортной инфраструктуры, в укрепление обороноспособности страны. Сегодня на плечах военных железнодорожников лежат важные задачи по техническому прикрытию ряда объектов железных дорог, с которыми они с честью справляются».

Всей своей отвагой, своим трудом воины стальных магистралей России заслужили столь высокую оценку.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры