издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Во славу сибирской земли

Народный художник России Виталий Сергеевич Рогаль оставил глубокий и очень яркий след в жизни Иркутска, всего нашего сибирского края. И не только как большой и самобытный мастер живописи, но и как подвижник культуры, общественный деятель. Не случайно ему одному из первых было присвоено звание почётного гражданина города Иркутска. В частности, по инициативе Виталия Сергеевича в центре города был сооружён прекрасный выставочный центр, носящий имя своего создателя. Здесь, в этом уютном особняке по улице Халтурина, располагалась и его мастерская, всегда гостеприимно открытая для гостей и поклонников.

Вчера, в день рождения художника (ему исполнился бы 91 год), в здании выставочного центра торжественно открыта постоянно действующая экспозиция «Мастерская народного художника России В.С. Рогаля». В её стенах художник работал с 2000 по 2004 год. Отныне каждый желающий может заглянуть в чертоги большого мастера, открыть для себя мир прекрасный и удивительный — всё то, чем жил этот поистине легендарный человек.

Давайте и мы заглянем сюда, послушаем рассказ заведующей выставочным центром Валентины Куклиной, которая немало сил и времени положила, чтобы мастерская обрела свой законченный вид, а мы прониклись творчеством великого жизнелюба и труженика. За свои восемьдесят с лишним художник создал многие сотни картин, тысячи рисунков, его наследие — в виде одних только дневниковых записей и набросков — просто поразительно.

— Для любого художника, — говорит Валентина Петровна, — его мастерская — это особенное место. Место, где задумываются и рождаются картины, место, отражающее духовный и материальный мир художника. Приходя в музей, вы проникаете в тайну рождения его полотен, постигаете самую суть вдохновенного творчества.

— К сожалению, — добавляет Надежда Куклина, — в помещении этой мастерской Виталию Сергеевичу не довелось создать значительных произведений — в 2000 году ему исполнилось уже 85, а работа художника — достаточно тяжёлый труд. В этой мастерской Рогаль разбирал свой архив, принимал учеников, друзей, делегации гостей Иркутска. Поэтому при создании экспозиции мы постарались воссоздать атмосферу его прежней мастерской, которая находилась рядом, по улице Российской. В ней было написано большое количество картин, вошедших в художественное наследие России.

Основой экспозиции является интерьер — здесь личные вещи мастера: мольберт с этюдником, библиотека, уголок отдыха. Особое место занимает уже упомянутый архив. Это настоящий клондайк для исследователя — чего стоят только путевые заметки Рогаля, рисунки! Ведь он побывал во многих регионах нашей страны и за рубежом. Отдельные папки посвящены путешествиям по Китаю, Японии, Америке, Италии… Особое место занимает его монгольская эпопея. Виталий Сергеевич много раз бывал в этой стране, влюбился в людей, пейзажи этой страны. Неудивительно, что и монголы воспринимали этого сибирского украинца как своего, родного человека.

Открывается экспозиция материалами, рассказывающими о детских годах художника. Родился он в 1915 году на Украине, начинал работать в свеклосовхозе художником-оформителем. Семья Рогаля была сослана в числе многих других в село Кадуй Нижнеудинского района. Когда Виталий узнал о том, что в Иркутске есть художественное училище, понятное дело, он ринулся сюда и блестяще сдал все экзамены. Это был 1937 год. В экспозиции, в частности, можно увидеть документы из дела НКВД по обвинению в шпионаже в пользу японцев любимого учителя, талантливого художника Александра Вологдина. Здесь под стеклом можно прочитать копию решения «тройки» — расстрелять. Экспонаты рассказывают об учёбе в Иркутском изопедтехникуме, дорогах Великой Отечественной, по которым рядовой Виталий Рогаль прошагал до поверженного Берлина.

Послевоенное творчество Виталия Сергеевича представлено серией картин и этюдов, которые можно увидеть здесь же, на стенах мастерской. К сожалению, выставлена лишь малая часть его огромного наследия, но и то, что мы видим, позволяет проследить формирование грандиозной личности художника.

Нельзя без волнения рассматривать последнюю большую работу Виталия Сергеевича — «Пантеон Сибири». На этом монументальном, во всю стену мастерской, полотне художник выразил свою скорбь по людям России, расстрелянным или погибшим в многочисленных лагерях на территории Сибири в страшные для нашей страны годы массовых репрессий. Семья Рогаля так же, как и многие другие, понесла невосполнимую утрату: под Пивоварихой был расстрелян отец живописца — Сергей Миронович Рогаль. Художник вынашивал мысль запечатлеть портреты тех людей, которые стали жертвами репрессий, но не успел до конца выполнить эту задачу.

Вчера сюда, в выставочный центр, пришло множество иркутян — коллеги-художники, ученики, представители общественности города. В своих выступлениях собравшиеся сердечно поблагодарили создателей уникальной экспозиции, которая, по их мнению, сыграет свою роль в культурной жизни нашего региона, воспитании молодёжи.

НА СНИМКАХ: уголок интерьера мастерской. Портрет В.С. Рогаля кисти художника Александра Чегодаева.

Фото Эдуарда ХАРЛАШКИНА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер