издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Правовые пробелы

Реформа местного самоуправления может зайти в тупик

Научно-практический семинар «Муниципальная реформа в России: организационно-правовые проблемы» прошёл в Иркутске.

Семинар был организован Законодательным собранием Иркутской области и юридическим институтом Иркутского государственного университета.

В рамках семинара выступили профессора и учёные юридического института и кафедры регионоведения и социальных ресурсов Иркутского государственного университета, кафедры конституционного права Байкальского государственного университета экономики и права, а также представители юридического отдела главного финансового управления региона.

В ходе семинара подводились предварительные итоги муниципальной реформы, рассматривались организационно-правовые проблемы муниципальной службы в России, социальные последствия осуществления начальной стадии реформы местного самоуправления. Кроме того, речь шла об отдельных аспектах осуществления местного самоуправления в переходный период, установленный действующим законодательством, конституционных основах муниципальной реформы и проблемах правового регулирования экономической основы местного самоуправления.

Большинство участников семинара пришло к выводу, что на сегодняшний день реформа местного самоуправления практически не принесла положительных результатов. И прежде всего это связано с многочисленными недоработками и пробелами в федеральном законодательстве, регулирующем эту сферу.

Как отметил в своём выступлении заведующий кафедрой конституционного права юридического института Иркутского государственного университета профессор Сергей Шишкин, в советское время бюджетная обеспеченность муниципалитетов составляла 20%, сегодня — 23%, то есть практически ничего не изменилось в период реформ. «Десятимиллиардный дефицит местных бюджетов остаётся», — подчеркнул оратор. И чем больше доходов изымается из нижних уровней бюджетов для передачи верхним уровням власти, тем больше полномочий передаётся вниз.

Лейтмотивом нескольких выступлений на прошедшем семинаре стала мысль о том, что сегодняшнее относительное спокойствие в муниципалитетах — это не что иное, как затишье перед бурей. И если в ближайшее время проблемы действующего законодательства не будут разрешены, то через некоторое время произойдёт кризис местного самоуправления.

Выступающие также вносили свои предложения о мерах по усовершенствованию местной власти: от консультационных — таких, как создание Института регионального развития, аналоги которого действуют уже в ряде успешно развивающихся регионов, и создание групп студентов-волонтёров, обучающихся по юридическим специальностям, для консультирования местных администраций — до столь кардинальных, как изменение формы прихода к власти глав муниципалитетов. То есть прозвучало предложение о том, чтобы на эту должность приходили не через выборы, а путём назначения — так же, как сейчас назначаются губернаторы.

Однако с последним посылом председатель Законодательного собрания Иркутской области Виктор Круглов не согласился. Он полагает, что главы местного самоуправления всё же должны избираться народом. Хотя в целом спикер солидарен с мнением выступавших в том плане, что сложившаяся сегодня ситуация в муниципалитетах может в не столь отдалённом будущем привести к кризису местного самоуправления.

Спикер отмечает, что «мы выполнили сегодня всё, что было предписано федеральным законодательством, но муниципалитетам легче не стало». Он убеждён, что при дееспособной системе местного самоуправления проблемы должны решаться на местах, а не после звонков жителей территории президенту РФ. Сегодня «идёт подтачивание местной власти», заявил Виктор Круглов. Он выразил мнение о том, что создание двухуровневой системы местного самоуправления было нерациональным шагом и оно отнюдь не способствует развитию и процветанию муниципалитетов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры