издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Историк и педагог как призвание

  • Автор: Ю.А.ПЕТРУШИН, зав. кафедрой современной отечественной истории ИГУ, доктор исторических наук

Благородная, высокая история Иркутского госуниверситета состоит из судеб тех, кто трудился в его стенах и своим подвижничеством, дерзновением, честным кропотливым трудом шаг за шагом вносил свой неповторимый штрих в портрет нашей альма-матер. К их числу мы с полным правом можем отнести Михаила Петровича Труфанова, кандидата исторических наук, доцента исторического факультета, которому в эти дни исполнилось бы 60 лет.

М.П.Труфанов родился 21 ноября 1946 г. в деревне Верхний Кукут Эхирит-Булагатского района Иркутской области в семье механизатора и учительницы начальных классов. Отец Михаила, Пётр Павлович, был участником Великой Отечественной войны, орденоносцем. Мать Михаила, Евдокия Николаевна, была его первой учительницей. Она привила сыну неуёмную тягу к гуманитарным знаниям, которую он пронёс через всю свою жизнь.

В дружной семье Труфановых присутствовал дух взаимоуважения, честности друг к другу и окружающим. Прочная семья, нелёгкий труд на земле, неповторимая природа родного края формировали у Михаила дружелюбие, уравновешенность, добросовестное отношение к труду, любовь к Отечеству и малой родине. Не случайно, когда он уже работал в университете, в свободное время старался побывать на родине, поддержать добрым словом мать, братьев, помочь по хозяйству. Доблестная служба М.П.Труфанова в рядах Советской Армии (он был награждён правительственными медалями) закалила его характер, укрепила лидерские качества.

После демобилизации в 1968 г. перед М.П.Труфановым встал вопрос продолжения образования. Он выбрал гражданскую стезю, его тянуло к истории, познанию человека и общества. Исторический факультет Иркутского госуниверситета с его высоким профессионализмом и духом свободомыслия давал возможность пытливой молодёжи реализовать свои способности и научные интересы.

М.П.Труфанов сразу увлечённо окунулся в мир истории, активно включился в общественную студенческую жизнь. Он попал в родную стихию, нашёл своё призвание. Ему было интересно всё: учиться истории, заниматься научной работой, участвовать в комсомольской жизни, работать в стройотряде, играть в шахматы с друзьями, петь песни у костра с однокурсниками, общаться с видными сибирскими историками, своими учителями Ф.А.Кудрявцевым, С.Ф.Ковалем, В.Т.Агалаковым.

Из всего многообразия интересов у Михаила постепенно складывается основное научное увлечение проблемами источниковедения, историографией и методами научного исследования. Его, на наш взгляд, определило участие М.П.Труфанова ещё со студенческой поры в историко-этнографических экспедициях под руководством мудрого наставника С.Ф.Коваля. М.П.Труфанову было по душе беседовать с сельскими респондентами, он хорошо понимал психологию и ментальность людей, трудившихся на земле. По существу пытливый, молодой исследователь-историк стоял у истоков исторической антропологии, которая была в немилости у советских идеологов. М.П.Труфанов интуитивно ощущал злободневность познания мира человека, коллектива учёных университета, своего родного округа, сельской жизни. Отсюда становится понятным искренний научный интерес М.П.Труфанова к сбору материалов повседневной истории, написание истории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Иркутского госуниверситета, слюдяной промышленности Восточной Сибири, более трёх десятков статей. В уникальном архиве историка сохранились сотни карточек-персоналий видных учёных Сибири, города, простых людей труда. Этот материал ждёт своего исследователя.

Попытка М.П.Труфанова осмыслить и понять соотношение индивидуальной и социальной истории на фоне изменяющейся исторической реальности конца 1980-х — начала 1990-х гг. придала ему новые силы по перестройке учебно-методической работы, совершенствованию педагогической практики. Он быстро обновлял курс источниковедения, вникал в актуальные историографические проблемы отечественной истории, теории и методологии истории. «Перелопаченный» М.П.Труфановым исторический материал быстро вводился в научный оборот, в учебный процесс. Лекции, семинарские занятия, курсовые и дипломные работы, выполненные под руководством Михаила Петровича, помогали студентам и аспирантам-историкам на рубеже 80-90-х гг. прошлого века сравнительно быстро преодолевать догматические барьеры в отечественной историографии, формировали историографическую культуру студенческой молодёжи в духе современных требований мировой истории. Студенты-историки отвечали ему уважением, поддерживали организованность и требовательность своего напористого педагога.

Признаюсь, что и нам, его коллегам, М.П.Труфанов не давал дремать в условиях сложных перемен в обществе и исторической науке. Он всегда был в курсе книжных новинок, современных веяний в гуманитарной среде, давал толковые советы, высказывал критические замечания по диссертациям и научным исследованиям. Неравнодушие к коллегам и предмету изучения проявлялось у Михаила Петровича в искренней горячности в спонтанных спорах, возникающих на кафедрах истории России и современной отечественной истории, лаборатории истории Сибири по теоретико-методологическим аспектам истории, философии истории. Это заставляло нас активизировать научную и учебно-методическую работу со студентами на историческом факультете.

По складу своего характера и воспитанию М.П.Труфанов был открыт для людей. Не случайным стал его заметный вклад в общественно-политическую жизнь университета. При всей противоречивости современных оценок этой сферы жизни советского общества отметим, что М.П.Труфанов свои силы и здоровье отдавал развитию родного университета, в котором он учился и проработал без малого 30 лет. К счастью, он не стал (да и не мог бы стать) ортодоксальным партфункционером. В памяти коллектива университета он остался честным и порядочным человеком.

Судьба отвела М.П.Труфанову столько времени, чтобы оставить о себе заметный след в жизни. Самобытный историк, увлечённый и талантливый педагог, прошедший армейскую школу и общественную практику, неформальный лидер, он был надёжным другом для своих друзей, любимым мужем и счастливым отцом. М.П. Труфанов познал в жизни спады и взлёты, но всегда оставался оптимистом и жизнелюбом, сохранял верность призванию историка и педагога. Оно живёт в его многочисленных учениках и людской памяти.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры