издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Земельный передел

Возможно, он и не состоится

  • Автор: Димитрий ЕЛОВСКИЙ

Губернатор Иркутской области подписал закон «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», принятый в окончательном чтении в среду на сессии Законодательного собрания (ЗС). Этим документом полномочия по распоряжению земельными участками на территории Иркутска, собственность на которые не определена, передаются областной администрации. Казалось бы, полугодовой конфликт между губернатором Александром Тишаниным и мэром областного центра Владимиром Якубовским закончился в пользу первого. Однако источники «Конкурента» и часть экспертов считают, что в принятом виде закон сохраняет влияние мэра на процесс распоряжения землями областного центра.

О конфликте, который начался ещё в июне этого года, «Конкурент» писал неоднократно. Напомним лишь, что глава региона пытался перевести распоряжение землями на территории Иркутска, собственность на которые не определена, на уровень региональной администрации, обосновывая своё решение недостаточными темпами строительства в областном центре и возможным срывом нацпроекта «Доступное и комфортное жильё». В ответ мэр предлагал губернатору заняться развитием стройиндустрии, которая, по его мнению, тормозит строительство жилья. Чтобы найти компромисс, с подачи ЗС была создана рабочая группа, куда вошли представители областной и городской администраций, Заксобрания и Думы Иркутска, а также представители муниципалитетов Приангарья.

11 декабря состоялось последнее заседание рабочей группы по проекту закона. Однако окончательный компромисс был найден на заседании президиума политсовета «Единой России» 18 декабря, когда под давлением руководства партии власти мэр и губернатор подписали единый список поправок в законопроект.

В окончательном варианте, вынесенном на рассмотрение сессии в среду, областная администрация получила право на распоряжение участками земли на территории Иркутска, собственность на которые не определена. Исключение составляют несколько категорий участков. Мэрия оставила за собой контроль над участками, которые не предназначены для строительства. Кроме того, администрация города может распоряжаться участками, предоставляемыми под садоводства и дачи. Главе областного центра удалось пролоббировать и норму о том, что администрация Иркутска продолжит распоряжение и теми участками, процесс выделения которых начался до вступления в силу закона (1 января 2007 года). И, наконец, глава администрации Иркутска оставил за собой право на распоряжение участками, на которых уже расположены здания, строения и сооружения. На сессии в среду закон был принят депутатами во втором и окончательном чтении без особых споров.

Близкие мэру Иркутска депутаты негативно оценивают принятие закона. Антон Романов, в частности, говорит, что появление ещё одной структуры, участвующей в распределении земельных участков, усложнит и замедлит и без того непростой и небыстрый процесс выделения земель под застройку. Лояльные губернатору депутаты не скрывали удовлетворения. Один из них так и сказал: «Мы победили!». Правда, оставшиеся у мэрии права их «немного смутили», но на фоне общей эйфории они остались без внимания.

Нейтрально настроенные по отношению к губернатору депутаты и эксперты с благосклонностью восприняли принятие закона. Депутат и президент регионального общественного фонда поддержки «Единой России» Сергей Курилов отметил: «С одной стороны, очень плохо, что для разрешения ситуации, которая на последних этапах находилась на уровне скандала, пришлось вмешиваться «Единой России» и урегулировать вопрос, который должен был быть решён губернатором и мэром напрямую». В то же время Курилов положительно оценивает передачу полномочий по распоряжению участками, так как депутаты Заксобрания через Контрольно-счётную палату имеют больше возможностей для контроля над деятельностью региональной исполнительной власти, чем над городской администрацией.

Иркутские строители также позитивно отреагировали на принятие закона. Председатель совета директоров компании «Востсибстрой» Виктор Ильичев считает, что теперь у областной администрации появятся реальные возможности для подготовки больших строительных площадок с привлечением федеральных средств под подготовку инженерной инфраструктуры для них. Ильичев отмечает, что «важно, чтобы при передаче полномочий в начале года не возник затор в выделении участков, который может негативно сказаться на строительном бизнесе».

В то же время часть народных избранников и экспертов считают, что сторонники губернатора зря не обратили внимание на оставшиеся у городской администрации полномочия, так как благодаря им Владимир Якубовский фактически не много теряет, а Александр Тишанин не много приобретает.

Во-первых, под юрисдикцией горадминистрации останутся все уже застроенные земли, наиболее привлекательные с точки зрения нового строительства — так как уже имеют необходимую инженерную инфраструктуру или выходы к ней. Губернатору же достались пустыри (незанятых в Иркутске, по мнению экспертов, осталось очень мало), лесные массивы, где строить нельзя по законам РФ, и водные пространства, где строить нельзя по законам физики. По оценкам Владимира Якубовского, всего его оппоненту удалось заполучить не более 10% земель на территории города. Причём большая часть из них не имеет прямых выходов на инфраструктуру.

Во-вторых, пункт о выделении участков под строительство дач и садоводств может породить следующую схему: глава региона договаривается с неким инвестором о строительстве микрорайона, но на территории будущей застройки неожиданно появляется дача одного из жителей города, с которым придётся сначала договориться о продаже участка.

Заместитель главы администрации Иркутской области по развитию региональной инфраструктуры, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Анатолий Никитин считает доводы экспертов несостоятельными. По его словам, в ближайшее время будут внесены изменения в положение о градостроительном совете при губернаторе, после чего этот орган станет ключевым при решении вопросов о выделении земельных участков и глава региона будет полностью контролировать этот процесс.

О конфликте, который начался ещё в июне этого года, «Конкурент» писал неоднократно. Напомним лишь, что глава региона пытался перевести распоряжение землями на территории Иркутска, собственность на которые не определена, на уровень региональной администрации, обосновывая своё решение недостаточными темпами строительства в областном центре и возможным срывом нацпроекта «Доступное и комфортное жильё». В ответ мэр предлагал губернатору заняться развитием стройиндустрии, которая, по его мнению, тормозит строительство жилья. Чтобы найти компромисс, с подачи ЗС была создана рабочая группа, куда вошли представители областной и городской администраций, Заксобрания и Думы Иркутска, а также представители муниципалитетов Приангарья.

11 декабря состоялось последнее заседание рабочей группы по проекту закона. Однако окончательный компромисс был найден на заседании президиума политсовета «Единой России» 18 декабря, когда под давлением руководства партии власти мэр и губернатор подписали единый список поправок в законопроект.

В окончательном варианте, вынесенном на рассмотрение сессии в среду, областная администрация получила право на распоряжение участками земли на территории Иркутска, собственность на которые не определена. Исключение составляют несколько категорий участков. Мэрия оставила за собой контроль над участками, которые не предназначены для строительства. Кроме того, администрация города может распоряжаться участками, предоставляемыми под садоводства и дачи. Главе областного центра удалось пролоббировать и норму о том, что администрация Иркутска продолжит распоряжение и теми участками, процесс выделения которых начался до вступления в силу закона (1 января 2007 года). И, наконец, глава администрации Иркутска оставил за собой право на распоряжение участками, на которых уже расположены здания, строения и сооружения. На сессии в среду закон был принят депутатами во втором и окончательном чтении без особых споров.

Близкие мэру Иркутска депутаты негативно оценивают принятие закона. Антон Романов, в частности, говорит, что появление ещё одной структуры, участвующей в распределении земельных участков, усложнит и замедлит и без того непростой и небыстрый процесс выделения земель под застройку. Лояльные губернатору депутаты не скрывали удовлетворения. Один из них так и сказал: «Мы победили!». Правда, оставшиеся у мэрии права их «немного смутили», но на фоне общей эйфории они остались без внимания.

Нейтрально настроенные по отношению к губернатору депутаты и эксперты с благосклонностью восприняли принятие закона. Депутат и президент регионального общественного фонда поддержки «Единой России» Сергей Курилов отметил: «С одной стороны, очень плохо, что для разрешения ситуации, которая на последних этапах находилась на уровне скандала, пришлось вмешиваться «Единой России» и урегулировать вопрос, который должен был быть решён губернатором и мэром напрямую». В то же время Курилов положительно оценивает передачу полномочий по распоряжению участками, так как депутаты Заксобрания через Контрольно-счётную палату имеют больше возможностей для контроля над деятельностью региональной исполнительной власти, чем над городской администрацией.

Иркутские строители также позитивно отреагировали на принятие закона. Председатель совета директоров компании «Востсибстрой» Виктор Ильичев считает, что теперь у областной администрации появятся реальные возможности для подготовки больших строительных площадок с привлечением федеральных средств под подготовку инженерной инфраструктуры для них. Ильичев отмечает, что «важно, чтобы при передаче полномочий в начале года не возник затор в выделении участков, который может негативно сказаться на строительном бизнесе».

В то же время часть народных избранников и экспертов считают, что сторонники губернатора зря не обратили внимание на оставшиеся у городской администрации полномочия, так как благодаря им Владимир Якубовский фактически не много теряет, а Александр Тишанин не много приобретает.

Во-первых, под юрисдикцией горадминистрации останутся все уже застроенные земли, наиболее привлекательные с точки зрения нового строительства — так как уже имеют необходимую инженерную инфраструктуру или выходы к ней. Губернатору же достались пустыри (незанятых в Иркутске, по мнению экспертов, осталось очень мало), лесные массивы, где строить нельзя по законам РФ, и водные пространства, где строить нельзя по законам физики. По оценкам Владимира Якубовского, всего его оппоненту удалось заполучить не более 10% земель на территории города. Причём большая часть из них не имеет прямых выходов на инфраструктуру.

Во-вторых, пункт о выделении участков под строительство дач и садоводств может породить следующую схему: глава региона договаривается с неким инвестором о строительстве микрорайона, но на территории будущей застройки неожиданно появляется дача одного из жителей города, с которым придётся сначала договориться о продаже участка.

Заместитель главы администрации Иркутской области по развитию региональной инфраструктуры, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Анатолий Никитин считает доводы экспертов несостоятельными. По его словам, в ближайшее время будут внесены изменения в положение о градостроительном совете при губернаторе, после чего этот орган станет ключевым при решении вопросов о выделении земельных участков и глава региона будет полностью контролировать этот процесс.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры