издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Семь чудес цвета»

  • Автор: Лидия ФЁДОРОВА, искусствовед

Не правда ли, интригующее название выставки, которая открылась в Галерее современного искусства «Дом художника»? Одним из авторов нового выставочного проекта, одобренного Иркутским отделением Союза художников России, является известный график, заслуженный художник Сергей Элоян.

Предполагается показать возможность, роль, символику, а также место цветов в живописи, в пластической, образной системах изобразительного искусства — это цвета белый, жёлтый, зелёный и чёрный. Первую выставку задуманного проекта открывают работы 15 членов Союза художников. Это живопись таких мэтров, как Анатолий Алексеев, Евгений Шпирко, Владимир Кузьмин, Николай Башарин, других мастеров кисти.

— Цикл начинается с «белой» выставки, — рассказывает куратор проекта Сергей Элоян, — так как белый цвет является изначальным в живописи, её, так сказать, подосновой, точкой цветового отчёта, «чистым холстом». Если в физическом смысле белый цвет является суммой всех остальных цветов (в этом легко убедиться, пропустив солнечный свет через стеклянную призму), то в живописном смысле белый цвет — не конечный результат, а начало, исходная точка любого цвета.

Едва зародившись, — продолжает Сергей Норикович, — белый цвет тут же окрашивается дополнительным цветом, приобретая определённый оттенок. Этим объясняется полное отсутствие белого цвета как в природе, так и в живописи. Природным абсолютом цвета можно условно считать солнечный свет, за живописный абсолют принимается белая краска (самая светлая). Из этого, так не похожего на природный аналог материала и начинает художник строить свой мир, так не похожий на реальный, но подобный ему.

Добавлю к этому, — замечает С. Элоян, — что символика белого цвета, меняясь в различных культурных контекстах в необычайно широких пределах — от начала новой жизни до умирания и смерти, от абсолютной пустоты до духовной высоты, — неизменно сохраняет своё исключительное положение по отношению к другим цветам. Живописец в своём творчестве опирается не только на общекультурные символы и знаки. Личный жизненный, духовный, творческий опыт служит основой для индивидуальной системы символического и пластического звучания каждого цвета. Увидеть особенности личностного понимания конкретным художником белого цвета по отношению к другим цветам и окружающему миру — основная цель этой выставки.

Вообще-то, говоря образно, цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет — это клавиш, глаз — молоточек, душа — многострунный рояль. А художник, можно сказать, есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу. Исходя из этого можно много размышлять о природе белого цвета, являющегося, на мой взгляд, праздником гармонии и радости, чистоты и совершенства — не зря же жрецы в странах Африки, Индии облачаются в совершенно белые одежды, защищающие их от жизненных неурядиц и опасностей.

К сказанному добавим, что проект «Семь чудес света» рассчитан на довольно-таки длительный срок — более трёх лет. Следующим шагом в реализации замысла станет цвет жёлтый. Нетрудно догадаться, что самое время для этого — наша золотая осень.

НА СНИМКАХ Эдуарда ХАРЛАШКИНА: С. Элоян; живописец Е. Шпирко возле своих картин

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры