издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Цвети, родное поле

  • Автор: Алексей КЛОЧКОВСКИЙ

«Талант - это новость, которая всегда нова». Эти слова Пастернака можно перефразировать, назвав талантливое произведение искусства истинной новостью. Именно такой новостью являются два творения иркутского композитора Анатолия Теплякова, завершённые автором к началу 2007 года. Первое произведение - кантата «Настоящего времени прошлые песни». Такое название можно объяснить тем, что кантата была задумана и автор начал её фрагментарно создавать около двадцати лет назад. И образы кантаты за годы её создания переосмысливались, обновлялись, не теряя при этом своей первоосновы - стихи иркутского поэта Леонида Лебедева.

— Тогда, много лет назад, — говорит Тепляков, — в Иркутском отделении Союза писателей России вышел поэтический сборник «Бригада». Там были и стихи моего визави, тронувшие меня настоящим русским, рубцовско-есенинским колоритом и глубиной мысли.

Кантата предназначена для исполнения большим смешанным хором и ансамблем деревянных духовых инструментов и ударных. Произведение состоит из шести хоровых фрагментов, перемежающихся прокименами — инструментальными фрагментами. Здесь уместно упомянуть о своеобразии тепляковской композиции, выраженном в разделении инструментальной и хоровой составляющих кантаты. Ансамбль почти не вмешивается в хоровые части, они исполняются а капелла. Своеобразие, замечательно удивляющая непохожесть на других авторов — эти неизменные свойства творчества Теплякова радуют также в напеве с закрытым ртом, помещённом во вступлении. Лирическое настроение открывает кантату («Опять с берёзы опадают листья»), переживание потери следует за ним («Усталый день сгорел студёным пламенем заката»).

Далее идёт оптимистичная, апофеозная фуга, в которой распевается не целое стихотворение, а всего четыре слова: «Цвети, цвети, родное поле». Четвёртый фрагмент оригинален не только музыкой, но и текстом — это колыбельная, но поет её не мать сыну, а сын матери (соло тенора), утешая её. «Мой старый домик безнадёжно одинок» — этот эпизод рисует картину возврата к очагу, бывшему родным когда-то, но теперь опустевшему и окружённому опустевшим же селением и потому ставшему иным, печальным. Но всегда есть надежда, и она звучит в заключительном фрагменте кантаты — «Ослепительно алою птицей над моим задремавшим селом пролетела заря-заряница…».

Композитор мыслит кантату как посвящение родителям — и своим собственным, и, в широком смысле, предкам вообще, корням, условиям, сформировавшим народную душу и душу композитора как её выразителя. «Настоящего времени прошлые песни» — четвёртая кантата Теплякова. Вокально-хоровые жанры любимы Тепляковым и удаются ему, чему ближайшее свидетельство — первая премия, которую получила третья кантата Теплякова на Воронежском конкурсе Союза композиторов в прошлом году. Но всё же лично мне более интересен Тепляков-инструменталист. И второе творение, о котором пойдёт речь, именно инструментальное. Это цикл фортепианных пьес для детей и юношества. Цикл включает двадцать пять пьес.

— Для себя я делю цикл на несколько разнохарактерных блоков, — говорит Тепляков. — Здесь есть и обработка сербской песни, и духовный стих, и джазовый этюд. Интересен блок «Проделки Емели». Несколько пьес в звуках передают образы приключений, пережитых известным сказочным героем. А заканчивается всё неожиданно: бездельник Емеля оказывается созидателем, и последняя пьеса блока названа «Емеля-архитектор». В пьесах цикла я с удовольствием увидел качества, всегда присущие музыке Теплякова. Во-первых, ничего лишнего. Плоть музыки достаточно насыщенна, но не перегружена. Звуков и нюансов ровно столько, сколько нужно для создания образа. И, во-вторых, на редкость мастерская изобразительность. Cлушаешь и видишь то, о чём музыка. Пьесы цикла будут интересны и доступны учащимся и студентам-музыкантам.

В скором времени ноты цикла можно будет скачать из Интернета. Кстати, цикл и назван «Заметки из сетевого дневника», потому что изначально планировалось разместить его в Сети, где немало и другой тепляковской музыки. Нотную литературу Теплякова можно найти также в магазинах фирмы «Продалитъ». Композитор считает, что музыка должна быть востребована, но не навязана, и кому она нужна, тот мимо не пройдёт.

Для композитора главное — чтобы его музыка была зафиксирована в нотах. Но всё же хотелось бы, чтобы музыка Теплякова, которую исполняют по всей России, чаще звучала и в концертных залах Иркутска — родного города талантливого композитора.

На снимке: А. Тепляков

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры