издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зачем в суд? Давайте договоримся!

Государство планирует взять под контроль процедуру досудебного обжалования

Проект типового регламента по досудебному обжалованию в исполнительных органах государственной власти подготовил департамент по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области.

В целях повышения эффективности проведения административной реформы администрация Иркутской области приняла участие в проведённом Минэкономразвития России в июле прошлого года конкурсе высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для оказания поддержки проведения административной реформы в 2006 году.

Одним из представленных проектов, прошедших конкурсный отбор, стал проект «Внедрение новых механизмов досудебного обжалования в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации». В обосновании проекта говорилось, что на сегодняшний день основной объём дел, вытекающих из публичных правоотношений, рассматривают суды. Количество административных споров ежегодно увеличивается, что требует увеличения материальных затрат ввиду длительности и сложности судебной процедуры.

Существенным недостатком судебного обжалования является то, что зачастую судебные процедуры очень затратны и порою оказываются дороже предмета спора, в связи с большой загруженностью судов затруднён доступ граждан и юридических лиц к правосудию. Низкая эффективность существующей системы досудебного обжалования — обжалования по инстанциям в рамках общего потока обращений граждан и юридических лиц — не позволяет осуществлять надлежащий контроль за данным процессом.

О необходимости законодательно закрепить порядок досудебного обжалования в исполнительных органах говорится с добрый десяток лет. С инициативами выступали и депутаты Государственной Думы, и чиновники, и многие общественные организации. Реально дело сдвинулось с места (хотя бы в виде проекта) лишь в наступившем году. Проект документа отражает порядок обращения граждан в вышестоящие органы, определяет предмет досудебного обжалования, предлагает пути решения давно назревшей проблемы.

В чём суть досудебного обжалования? Сегодня самым действенным способом добиться справедливости является судебное разбирательство. Приходится констатировать, что гражданин или юридическое лицо, защищая свои права и законные интересы в споре с государством, является просителем, а не равноправной стороной спора. Давно назрела необходимость создать механизмы, позволяющие прийти к согласию, не доводя дело до суда. Очевидно, что проще и быстрее прибегнуть к досудебному или административному порядку обжалования — то есть направить жалобу вышестоящему должностному лицу органа, вынесшего необоснованное решение.

У досудебного порядка обжалования много преимуществ. Оформить жалобу гораздо проще, чем исковое заявление. Административное обжалование является совершенно бесплатным, к тому же вышестоящая инстанция не имеет права оставить её без рассмотрения. Как показывает жизнь, процент удовлетворения обоснованных жалоб достаточно высок, но и отказ можно использовать с немалой выгодой. Мотивы отказа проясняют позицию органа по вашему вопросу. Из официального отказа становится понятным, какие аргументы противоположная вам сторона будет использовать в суде (если вы настроены довести дело до конца).

Добиться справедливости вышеприведёнными способами, скажут скептики, можно и при существующей системе обжалования. Специалисты укажут, что в нынешней практике нет заинтересованности государственных органов, их персонала в рассмотрении претензий граждан и организаций; в устранении допущенных ошибок и нарушений; в компенсации ущерба; механизмов влияния граждан и организаций на качество государственного управления, государственных услуг; механизмов разбирательства, примирительного разрешения спора.

Проект типового регламента устанавливает единый порядок предоставления государственной услуги по досудебному обжалованию в исполнительных органах государственной власти Иркутской области. Одним из самых важных понятий, которые вводит проект типового регламента, является понятие коллегиального органа (комиссии) по рассмотрению споров в порядке досудебного обжалования. То есть в защите интересов гражданина или физического лица задействована уже общественность. В состав коллегиального органа предложено включить экспертов общественных организаций.

Любому заявителю в обязательном порядке предоставляется информация о необходимом перечне документов для досудебного обжалования. Сообщается входящий номер, под которым зарегистрированы в системе делопроизводства поданные документы об урегулировании спора, информация о сроке оказания услуги и ходе рассмотрения заявления. Немаловажно, что получить помощь можно будет в виде устной консультации.

Информация, указанная в заявлении, должна содержать фамилию, имя, отчество заявителя; адрес (можно даже электронный), по которому будет направлен отчёт о ходе разбирательства; суть спора или разногласия; личную подпись и дату. Реализация проекта предлагает осуществление надлежащего контроля, мониторинг рассмотрения жалоб.

Контроль осуществляется путём проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, проверок соблюдения и исполнения специалистами положений Типового регламента, иных нормативных правовых актов Иркутской области. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей.

По результатам проведённых проверок, в случае выявления нарушений прав заявителей, осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Иркутской области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры