издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Законодательная дальновидность

Нормативную базу объединённого региона напишут заранее

Иркутская область — единственная из объединяющихся регионов — начнёт формирование законодательной базы будущего субъекта ещё до начала работы нового парламента. Часть законов, по которым будет жить новый регион, разработает Законодательное собрание (ЗС) области с участием Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО). Эксперты полагают, что таким образом «Единая Россия» пытается «управлять будущим из настоящего». Однако не все уверены, что такое управление будет эффективным. Если в объединённом парламенте у единороссов не будет большинства, то заготовки могут оказаться ненужными.

Органы госвласти Иркутской области при участии органов власти УОБАО уже в апреле могут приступить к разработке законов, распространяющих своё действие на два субъекта федерации (это определено федеральным конституционным законом (ФКЗ), вступившим в силу в декабре прошлого года. — «Конкурент»). Порядок принятия таких документов определяется проектом соглашения между двумя исполнительными и двумя представительными органами власти. Концептуально договорённости планируется оформить 20 марта. В ФКЗ других объединяющихся субъектов нет положений о совместном принятии законов, за исключением закона о бюджете на первый год существования объединённого субъекта. И соглашение заключается только между двумя парламентами, тогда как в Иркутской области его подписывают четыре органа власти.

Правом законодательной инициативы обладает губернатор Иркутской области. Далее работа идёт раздельно — в комитетах и комиссиях двух парламентов. Они формируют поправки. В случае, если поправки дублируют друг друга, они вносятся в сводную таблицу как одна: если хотя бы один из комитетов не одобрил поправку, то она попадает в таблицу отклонённых. Если решение не принято, то поправка выносится на обсуждение сессии. Законопроекты принимаются на совместном заседании парламента, причём Законодательное собрание (ЗС) и Дума голосуют отдельно. Для принятия закона требуется большинство — 23 голоса областного парламента и 10 Думы УОБАО.

Как рассказала вице-спикер ЗС Людмила Берлина, законопроекты, принятые нынешним парламентом, могут быть пролонгированы объединённым Законодательным собранием Иркутской области. Новому парламенту нужно будет принять постановление, которое зафиксирует, что закон, работавший на территории области и округа, будет распространять своё действие и на объединённый субъект.

Людмила Берлина заявила, что пока не оговаривалось число законопроектов, которые два парламента планируют принять в переходный период. «Мы постараемся выполнить максимальный объём работы», — сказала вице-спикер. Надо отметить, что ЗС и Дума не вправе принимать законы, которые могут приостановить или прекратить объединительный процесс. Не могут быть приняты и нормативные акты, которые выражают недоверие губернатору региона, главе администрации УОБАО, а также назначенным ими лицам. Запрет наложен и на постановления об утверждении соглашений об изменении границ двух субъектов. Заксобрание даже в период исполнения обязанностей ЗС нового субъекта не может принимать устав объединённого региона.

Дума УОБАО не имеет права принимать законы и иные акты, связанные с отчуждением собственности, заключать договоры с другими субъектами РФ.

Вице-спикер подчеркнула, что новое Заксобрание не сможет пролонгировать, к примеру, региональный закон «О выборах депутатов ЗС», так как этот закон относится к числу определяющих структуру органов власти нового субъекта. Порядок формирования будущего парламента будет определяться Положением, подписанным президентом РФ, а нынешний скандальный закон просуществует менее года. Однако, как заявил «Конкуренту» источник в ЗС, политика законодателей «удивительно прозрачна». «Единая Россия» пытается управлять будущим из настоящего, — сказал источник. — Понятно, зачем необходим этот закон. Авторы надеются, что базовые его нормы перейдут в Положение президента, и таким образом будут проведены нормы о 7%-ном барьере и новом порядке формирования партийных списков».

По мнению одного из иркутских политологов, попытка «Единой России» «заготовить впрок» законодательную базу объединённого субъекта укладывается в общие тенденции, которые наблюдаются в регионе с момента назначения губернатора. «Сначала назначается глава области, затем отстраивается чиновничья структура, теперь идёт унификация законодательной работы, — сказал эксперт. — В общем, это наблюдается и в целом по стране. Возникает ощущение, что Иркутская область — это некое поле экспериментов для отработки федеральных методик».

Политолог Олег Воронин считает, что подготовка законодательной базы будущего субъекта — факт положительный. Как пояснила «Конкуренту» заместитель начальника Управления территориальной политики и развития местного самоуправления администрации объединившегося в 2007 году Красноярского края Нина Коврова, до нынешнего года в крае законы принимались раздельно всеми парламентами объединяющихся субъектов. С 1 января этим правом обладает парламент Красноярского края, которому до выборов делегированы полномочия нового ЗС. «В принципе, законодательный процесс у нас не тормозится, однако иркутская схема достаточно продуктивна. Если бы она была принята и у нас, многие вопросы мы бы сняли заранее», — заявила она.

«Однако если законы будут приниматься сейчас, а потом — только утверждаться постановлением нового парламента, то мы можем столкнуться с ситуацией, когда «пиджак сшит, а человек-то вырос». Неизвестно, получит ли «Единая Россия» преобладающее большинство в новом парламенте, а тогда не факт, что заранее заготовленные законы пройдут. Это напоминает бег впереди паровоза», — считает Олег Воронин.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры