издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Все мы – кочевники во времени

После успешной демонстрации выставки «Вселенная кочевника» в Государственном выставочном комплексе «Миллениум» (Пекинский музей мирового искусства) она переехала в Иркутск. Музейная студия областного краеведческого музея представляет на ней работы бурятского скульптора, графика и ювелира Даши Намдакова, совмещённые с предметами археологии, истории, этнографии края, который всё чаще сегодня мы называем Байкальской Азией.

Уникальные коллекции областного краеведческого музея, составляющие культурное наследие народов, населяющих Прибайкалье с I тысячелетия до новой эры по I тысячелетие новой эры, выставлены в одних витринах с работами современного художника. Предметы дополняют друг друга, оттеняют общую гармонию красоты и пластическую выразительность. Временное единение артефактов с работами Намдакова происходит потому, что это концептуальное решение творчества Даши, в древних предметах он видит переливчатую преемственность культур. Художник воплощает традиционные образы центрально-азиатской цивилизации — воинов и красавиц, лам и шаманов, тотемных животных и мифологических существ — стилизованным языком древнего мира.

Образный строй сюжетов его произведений, восходящих к восточным верованиям, сказаниям, легендам, воплощён с той мерой обобщения, которая во многом определена особенностями развития современной европейской пластики. Единство Запада и Востока в его работах предельно органично. В «Лучниках» и «Воинах» покоряет свобода художника в построении формы, сложность движения, смелая игра пропорциями человеческого тела. Как многие современные художники, Намдаков создаёт свою авторскую мифологию, перестраивая антропоморфность, изобретая свои фантастические тела.

Материалы, в которых работает мастер — бронза, серебро, золото, бивень мамонта, конский волос, — поражают своим разнообразием. Их смешение основывается на технике, издавна применявшейся в бурятском декоративно-прикладном искусстве. Например, «Ворон», в изготовлении которого применялись кожа, бронза и конский волос, кажется зловещей и мудрой птицей одновременно. Своей образной выразительностью он проявляет мистическую сторону материального мира. Гиперболичность работ Даши безусловна, как и реальность изображаемых им фигур.

Дело, наверное, даже не в том, насколько его воины, всадники или шаманы узнаваемы по реалистичности изображения; в них выражены дух предков народа, который представляет Даши, экспрессия времени и трёхмерное деление миров. Эмоциональность автора чувствуется в каждой работе, демонстрируя его веру в возможность бурят «ходить по облакам», опускаться в подземное царство тьмы, являя собой неукротимость человеческого духа.

На выставке «Вселенная кочевника» представлены и графические работы Даши, выполненные карандашом, тушью, пером. Изображены на них всё те же всадники, летящие, словно ветер, по степным просторам древней земли. Основной доминантой в этих работах становится свобода, которая необходима художнику в творчестве, выборе тем, их образной выразительности. Свобода как осознанная необходимость человека.

В 2004 году Даши представил свою первую ювелирную коллекцию в жанре пластической миниатюры. Мировая премьера выставки сначала состоялась в Нью-Йорке, позднее была представлена в Государственном музее искусств народов Востока в Москве. Ювелирные работы мастера не подпадают под привычное определение «ювелирное изделие», с нашим понятием их объединяет лишь то, что они предназначены для украшения и сделаны из жёлтого, белого, зелёного золота, бриллиантов, рубинов, других драгоценных камней. Сегодня эти работы можно оценивать как драгоценные артефакты истории.

Даши Намдаков получил признание во всём мире, его работы хранятся в частных собраниях Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайваня. Заслуга Иркутска состоит в том, что талант художника был открыт именно в нашем городе. Здесь в 2000 году прошла его первая персональная выставка, поразившая воображение своей необычностью. Даже ламы на ней, пришедшие поддержать Даши, казались живым продолжением его работ.

Оставаясь членом Иркутского регионального отделения Союза художников России, Намдаков сегодня живёт в Москве. У него своя творческая мастерская, свои ученики и помощники. В 2003 году он удостоен Серебряной медали Российской академии художеств. Некоторые ценители изящных искусств сегодня считают его классиком современной скульптуры — хотя мастеру только в этом году исполнится сорок лет.

Творческий путь Даши блистателен, провидение благосклонно к нему, как и дух народа, передавший художнику свой, накопленный тысячелетиями, талант. Его работы понятны людям всего мира, в них сохраняется национальное, полноценное в человеке, возможность расширения границы познания мира. Несмотря на международное признание, мастер остаётся верен своей малой родине. Выставка «Вселенная кочевника» после Иркутска будет показана в Улан-Удэ, Чите, Агинском Бурятском округе. Даши Намдаков стремится вселить в души своих зрителей оптимизм и веру в жизнь.

Фото Эдуарда ХАРЛАШКИНА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры