издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чтобы Иркутск был удобен для жизни

  • Автор: Иван ТАРБЕЕВ

На широкое обсуждение мэрия областного центра представила проект генерального плана развития города. Хотелось бы высказаться по поводу разделов, касающихся водоснабжения и водоотведения, от которых в немалой степени зависят благополучие, здоровье, экология Иркутска.

Сегодня главным источником централизованного водоснабжения областного центра является водозабор «Ерши» на Иркутском водохранилище, от которого по соединительному водоводу диаметром 1900 мм с вантовым переходом через Ангару по нижнему бьефу ГЭС вода поступает в сети правобережья города. Есть ещё один водовод, проложенный в лотках нижнего бьефа ГЭС, но в диаметре более узкий, и полагаться на него в случае аварийных обстоятельств нельзя. Так что фактически сегодня всё Правобережье зависит от одного водозабора (в Ершах) и от одного магистрального водовода.

Естественно, генеральным планом рассматривается вопрос о дополнительном надёжном источнике водоснабжения иркутян. И в качестве такового предлагается Ушаковское месторождение подземных вод — Ушаковский водозабор. Я полагаю, что «кандидатура» выбрана неудачно. Во-первых, потому, что мощность Ушаковского водозабора мала — от силы 19 тысяч кубометров в сутки, а этого в случае любого ЧП явно недостаточно для «утоления жажды» города; и, во-вторых, потому, что подземные воды в акватории Ушаковки не удовлетворяют санитарным нормам как по химическим, так и по бактериологическим показателям. Эти два аргумента достаточно серьёзны для того, чтобы разработчики генерального плана развития Иркутска приняли их во внимание.

Логичнее было бы подумать о так называемом Иркутском месторождении подземных вод, расположенном на правом берегу Иркутского водохранилища в районе посёлка Ново-Разводная.

Мощность его в десять раз больше Ушаковского. Вода из этого месторождения могла бы полностью удовлетворить потребность посёлка Молодёжный и микрорайона Солнечный. Но территория, на которой расположено это месторождение, при прямом попустительстве администрации Иркутского района поделена и продолжает делиться на участки, продаваемые под строительство коттеджей. При этом нарушаются все природоохранные законы и акты, в том числе и постановление мэра Иркутска «О зонах санитарной охраны источников водоснабжения Иркутска и Шелехова» от 13 апреля 2005 года. Я убеждён в том, что природоохранным мероприятиям в зонах водозаборов генплан Иркутска должен уделить больше внимания.

Если бы Иркутское месторождение подземных вод вступило в строй, можно было бы частично воду из Ершовского водозабора направить на левобережье города, что было и по сей день остаётся весьма актуальным.

Сегодня, если не считать так называемого «Сооружения N1», предназначенного для технических нужд только одного объекта на левобережье, а именно Ново-Иркутской ТЭЦ, вода от водозабора в Ершах идёт в Ленинский район лишь по одному водоводу диаметром 1200 мм, с дюкерным переходом через Иркут. Говорить о гарантии надёжности, когда огромные жилые массивы «привязаны» лишь к одному водоводу, не приходится. Но ведь генплан призван учитывать интересы не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня! А каков он, завтрашний день? Всерьёз рассматривается вопрос воссоединения Ангарска, Иркутска и Шелехова в один Большой Иркутск; идёт речь о строительстве современного аэропорта в пади Ключевой неподалёку от Ангарска, да и Мегет тоже «хочет пить». Совершенно ясно: необходимо на левобережье вести вторую нитку водовода. Без неё планы нереальны.

Теперь несколько слов о водоотведении (канализовании) Иркутска. В отличие от централизованной системы водоснабжения, система водоотведения в областном центре децентрализованная. На правобережье — свой комплекс очистных сооружений, на левобережье — свой. Вполне оправданно, что генпланом предусмотрена реконструкция и расширение канализационных очистных сооружений на обоих берегах Ангары. Необходимость в этом назрела очень давно. Город строится, появляются новые микрорайоны, очистные же остаются прежними. Причём если на левобережье для расширения очистных имеется свободная площадь, то на правобережье таковой нет.

Введённые в эксплуатацию в 1963 году очистные правобережья были на окраине, в предместье Марата, сегодня они — в центре жилого массива. Их бы не реконструировать, а строить заново, за городской чертой, с учётом розы ветров. Но даже если согласно генплану очистные сооружения будут просто реконструированы и их возможности будут приведены в соответствие с нынешними потребностями Иркутска, всё равно проблема останется. Потому что дело не только в очистных сооружениях, но и в коллекторах, ведущих к ним. Канализационная сеть города крайне изношена, коллекторы постоянно на подпоре, и как следствие — заливаемые нечистотами подвалы сотен жилых домов.

Понятно, что полное обновление всего канализационного хозяйства города требует огромных финансовых вложений. Ни за год, ни за два с этим не справиться. Но генплан на то и генплан, чтобы предусматривать дальнюю перспективу, и, значит, говоря о расширении и реконструкции очистных сооружений, одновременно необходимо иметь в виду модернизацию всей канализационной системы областного центра.

Мои суждения продиктованы стремлением видеть родной город здоровым, благополучным, удобным для жизни.

Несколько слов об авторе. Иван Иванович Тарбеев — заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Сейчас пенсионер. В прошлом — главный инженер, начальник Иркутского городского управления «Водоканал»; главный инженер областного управления жилищно-коммунального хозяйства.

О проблемах, затрагивающих интересы не просто большого современного города, каким является Иркутск, но и сотен тысяч его жителей, он судит не понаслышке. Его замечания заслуживают того, чтобы быть услышанными в мэрии Иркутска.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры