издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ощущение родины

  • Автор: Татьяна ЯСНИКОВА, искусствовед

Свою выставку, развёрнутую в Доме литераторов им. Петрова, Валентина Пархоменко-Седых посвятила 85-летию со дня рождения профессора Надежды Степановны Тендитник.

Внутреннее родство этих двух незаурядных личностей — в приверженности ценностям отечественной культуры.

Тендитник одна из немногих исследовала творчество иркутских писателей, став автором десяти книг литературно-критических очерков и статей, вышедших в период 1975-1999 гг. в Новосибирске, Красноярске, Иркутске и Москве. Из них две были посвящены Александру Вампилову, три — Валентину Распутину. Сорок шесть лет Н.С. Тендитник отдала преподаванию на филологическом факультете ИГУ (1954 — 2000 гг.), а три последние года жизни писала и публиковала критические очерки и статьи, посвящённые театру и литературе Иркутска. С Валентиной Пархоменко-Седых её связывала многолетняя дружба. С натуры художница сделала прекрасный портрет карандашом, затем последовала работа маслом «82-я весна профессора Н.С. Тендитник. На другом берегу». И ещё один портрет, посмертный, демонстрировавшийся на персональной выставке Пархоменко-Седых в 2005 году.

К юбилейной дате Надежды Степановны художница, которая недавно отметила своё 70-летие, открыла в Доме литераторов им. П. Петрова персональную выставку, показав на ней уже названные портреты, а также картины, повествующие об исторической памяти русских, возрождении России, иркутской старине, красоте сибирской природы.

В.П. Пархоменко-Седых с детства воспитывалась в духе народных традиций и культуры. Её отец, строитель мостов, погиб на фронте, и осиротевшая семья переехала в Кызыл. Старший брат Валентины был театральным художником, и она сама с 12 лет начала работать декоратором в Тувинском национальном драматическом театре. Её отчимом становится известный драматург Виктор Кок-оол, память о котором и ныне живёт в Туве. В. Кок-оол родился в семье шамана, его кровная связь со своим народом, с тувинской землёй была по-настоящему глубока, и это чувство передалось Валентине, придав особую силу её пониманию русской идентичности. В Туве Валентина Седых окончила курсы заочного обучения Всесоюзного дома народного творчества им. Н. Крупской, и когда в республику прибыла археолого-этнографическая экспедиция Ленинградского института им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР, она была принята в неё художницей и чертёжницей. Работая на раскопках в Туве в течение 5 лет, прикасаясь к культуре древних, она по-особому увидела красоту этого мира, пробивающуюся сквозь толщи веков, слагаемую силами земного магнетизма.

Валентина Седых хочет писать картины — и заканчивает Иркутское художественное училище, попав на экспериментальное монументальное отделение к Георгию Анциферову, которое выпустило только один набор.

Дальше её творческая и личная жизнь разворачивается по оси Иркутск — Ленинград: на Академической даче им. И. Репина она знакомится с художником Алексом Пархоменко, который преподавал в институте им. И. Репина и в ВХПУ им. В. Мухиной, и становится его женой.

Валентина Пархоменко-Седых предпочитает писать портреты сильных духом людей. Начиная с дипломной работы «Землепроходцы» она последовательно находит образы людей, на которых стоит земля наша. Это «Портрет лётчика-испытателя Тюрина» (1973), «Портрет Александра Бондаря — бригадира строительных участков БАМа» (1978), «Сын-пограничник» (1974, Музей Суворова).

Совершенно не случаен для неё «Портрет следователя Фомина» — человека, запомнившегося иркутянам своей неподкупной приверженностью правде и справедливости, виртуозным профессионализмом. Портреты Н.С. Тендитник дополняют эту линию творчества Пархоменко-Седых. И опять же не случайно то, что художница посвятила Надежде Степановне натюрморт, написанный в Слюдянке, — с кувшинками и жарками, произрастающими там, положенными на дощатую пристань, с качающейся на байкальской волне лодкой. Валентина Петровна часто пишет морозоустойчивые наши цветы — это южный полюс её сурового творчества.

Тендитник родилась в г. Слюдянке в семье железнодорожника, там же прошли её школьные годы. В картине «82-я весна профессора Н.С. Тендитник. На другом берегу» художница изобразила именно Слюдянку. И было бы неплохо, если бы этот город приобрёл портреты одной из своих лучших дочерей для примера молодёжи, выбирающей жизненные пути. Таким портретам место и в центральной городской библиотеке г. Слюдянки, и в управлении культуры города, и в средней школе, где училась будущий профессор-филолог.

В 1998 году Валентина Петровна пишет картину «Вкус русского хлеба» — с символами исторической Руси, напомнив, что мирную жизнь русичам всегда приходилось отстаивать с оружием в руках. В 2000 году создаёт холст «Кайские казачьи берега» — написав казака на белом коне, обозревающего просторы Приангарья: весь его вид напоминает о том, как актуальна защита азиатских рубежей сегодня. Всё, что создаёт художница, далеко от камерности, слащавости, приземлённости. Её произведения больше подходят для пространства общественных интерьеров. В них оживает присущее советской ещё эпохе ощущение огромной родины, где человек в состоянии выдержать любые испытания.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры