издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без пяти процентов

Стремление губернатора Александра Тишанина изъять у муниципалитетов в пользу области 5% нормативных отчислений по подоходному налогу (речь идёт о сумме в 1 млрд. рублей) может встретить сопротивление регионального парламента. Один из экспертов «Конкурента» полагает, что законопроект «О внесении изменений в закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты» может быть не внесён в повестку июньской сессии Законодательного собрания (ЗС) и уйдёт на осень. А это означает, что под угрозой верстка бюджета-2008, который должен появиться в парламенте к 20 сентября. Если к этому времени депутаты не разберутся с подоходным налогом и межбюджетной политикой, администрация вынуждена будет срочно подготовить новый вариант закона об областном бюджете.

Как сообщил «Конкуренту» заместитель председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Павел Зорин, на последнем заседании рабочая группа одобрила законопроект «О внесении изменений в закон «О межбюджетных трансфертах». Зорин уточнил, что суть закона не сводится к норме 5% НДФЛ (в денежном выражении в целом по области это более 1 млрд. рублей. — «Конкурент»). Законопроект будет действовать в переходный объединительный год и определит принципы межбюджетных отношений Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В частности, будет определена методика выделения средств из Фонда финансовой поддержки поселений. Депутатам ещё предстоит определиться, будет ли он общим для двух субъектов или же появятся два раздельных.

Павел Зорин считает, что проект будет внесён в повестку июньской сессии. «Но в любом случае он будет приниматься в двух чтениях — в июне и сентябре», — сказал он. При этом областной департамент финансов рискует — к 20 сентября в ЗС должен быть внесён проект бюджета на 2008 год. И если депутаты не примут изменения о передаче 5% НДФЛ на областной уровень, то концептуальную часть бюджета придётся перевёрстывать, как и случилось два года назад, полагает Зорин.

Однако есть мнение, что в июне этот законопроект депутаты так и не увидят. Вице-спикер ЗС, глава комитета по бюджету Геннадий Истомин сообщил «Конкуренту», что администрация внесла законопроект в ЗС 23 мая с нарушением законодательства. По Бюджетному кодексу на все законотворческие действия, которые изменяют суммы местных бюджетов, должно быть получено заключение Ассоциации муниципальных образований области. Такого заключения к законопроекту приложено не было. Уже 25 мая ассоциация собралась и вынесла положительное заключение. Но срок внесения законопроекта на будущую сессию — 30 дней. А сама сессия состоится 20 июня. Это означает, что даже 23 мая администрация уже нарушила сроки. Геннадий Истомин отметил, что решение о том, будет ли вынесен проект на июньскую сессию, принадлежит коллегии ЗС. Истомин согласен с коллегой в том, что одним чтением депутаты не ограничатся. Если первый раз проект появится на сессии в сентябре, второе чтение — только октябрь. Тогда же, судя по опыту прошлых лет, состоится и первое чтение бюджета. Если 5% не пройдут, бюджет придётся вносить ещё раз.

Между тем в четверг на региональном совете законопроект был поддержан большинством голосов, только четыре территории высказались против — Иркутск, Ангарск, Братск и Ангарский район. Директор департамента финансов области Ирина Бондарева уверена, что законопроект будет внесён на июньскую сессию и рассмотрен. По её мнению, затягивание рассмотрения законопроекта создаст проблемы при формировании бюджета объединённого субъекта. «Если законопроект всё-таки будет отклонён сессией, это означает вероятность неоднократного отзыва уже внесённого закона о бюджете губернатором для последующих доработок», — заявила Бондарева.

По словам мэра Иркутска Владимира Якубовского, Иркутск при передаче 5% НДФЛ на областной уровень потеряет около 800 млн. рублей (в том числе и за счёт изменения сумм дотаций из фонда поддержки поселений). Геннадий Истомин оценивает эту сумму на 200 млн. ниже. По оценкам мэрии Ангарского района, их потери составляют около 60 млн. рублей. Выпадающие доходы Братска — 100 млн. рублей.

«Для нашего города это очень серьёзная сумма, — заявил председатель Думы города Братска Эдуард Дёмин. — По сути, эти средства и обеспечивают нам бюджет развития. Отбирая у доноров эти доходы, мы откатываемся назад и «рубим» промышленно развитые территории». Дёмин сообщил, что парламентарии Братска на очередном заседании Думы 8 июня намерены инициировать письмо в ЗС области о недопустимости изъятия 5% НДФЛ. Однако от резких оценок законопроекта воздержался мэр областного центра Владимир Якубовский. Очевидно, у главы администрации Иркутска есть на то свои причины. На прошлой неделе мэр встречался с Александром Тишаниным, однако результаты этой встречи оба не комментировали.

Геннадий Истомин напомнил, что в регионе существует закон о статусе областного центра. В областной казне ежегодно должна выделяться отдельная статья, отдающая Иркутску не менее 10% от суммы текущих расходов минимального бюджета города. Это около 400 млн. рублей. Однако закон до сих пор не действовал. Администрация ссылалась на то, что город не представил специальной программы развития. Сейчас такая программа есть. 4 мая городские власти внесли в обладминистрацию программу подготовки празднования 350-летия Иркутска на 2008 — 2011 годы. Могут возникнуть договорённости о включении в юбилейную программу ежегодных выпадающих сумм по НДФЛ, допускает Истомин.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры