издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сказка длиною в жизнь

  • Автор: Ирина ГЛАДКИХ

В Иркутском Доме актёра состоялось празднование 80-летнего юбилея заслуженной артистки РСФСР, ветерана сцены Иркутского областного театра кукол «Аистёнок», ветерана тыла и труда Елены Константиновны Болотовой.

Есть мнение, что театр начинается с вешалки. Возможно, бывает и так, но история Иркутского областного театра кукол «Аистёнок» начиналась с людей, которые хотели создать в Иркутске театр кукол и создали – сразу для всей Восточной Сибири.

Затем была Великая Отечественная война, в годы которой театр не прекращал свою работу. А после войны недавние, но уже повзрослевшие, много повидавшие и пережившие зрители в шинелях и ватниках приходили в театр и просили доверить им актёрскую работу. Пришла в 1948 году и Елена Болотова.

С её именем история театра связана неразрывно. Сорок один год, отданный службе в театре, промелькнул как один день, так же быстро пролетели и последующие восемнадцать лет, в которые Елена Константиновна не пропустила ни одной премьеры, ни одного важного для театра события и мероприятия.

И вот уже на её 80-летие в Дом актёра сами «пришли» театральные занавес и кулисы (в исполнении артистов Виктора Воронцова и Тамары Гуринович), чтобы поздравить её от имени самой капризной дамы – сцены, королевой которой она так долго была.

Поздравляли хозяйку любимые куклы. В первую очередь — львёнок Лёва (в исполнении заслуженной артистки РФ Любови Леви) из спектакля «Таинственный гиппопотам», премьера которого состоялась более 30 лет назад, а спектакль живёт и до сих пор радует зрителей. И сегодня выходит на сцену одна из любимых кукол, с которой выступала Елена Константиновна, хотя и выглядит сейчас немного иначе — в прошлом году кукол из спектакля обновили. Но самый первый Лёвин костюм искусная рукодельница Елена Болотова делала сама, как и для многих других своих персонажей.

«Пришла» и цирковая лошадка со странным именем Каштанка. Много лет она жила у Елены Константиновны дома, но в прошлом году актриса подарила её театру. Каков возраст Каштанки, никто точно не знает. Приехала она в Иркутск в 30-е годы вместе с Московским театром детской книги им. А. Халатова, под опекой которого Иркутский театр кукол создал свой первый спектакль «Ёж, Петрушка и две обезьяны». Видимо, московские артисты потеряли лошадку Каштанку, как когда-то чеховский старичок потерял её тёзку. Долго Каштанка лежала в Иркутском театре кукол как исторический экспонат. Ведь кукла эта – марионетка, а в театре тогда в основном применялись куклы тростевые, которые выглядывают из-за ширмы. Однако Елена Константиновна сумела дать кукле вторую жизнь. Она подготовила номер «Парад-алле» и выступала с ним в концертах и на встречах со зрителями. А ведь такая редкая по нынешним временам кукла могла бы украсить знаменитый музей Образцова!

Теперь в театре есть куклы разных систем — марионетки, паркетные, планшетные, мимирующие, – и со всеми довелось работать Елене Константиновне. Одна из первых она вышла на сцену, как говорят актёры, в «живом плане», то есть играла на сцене, не спрятавшись за ширмой, а рядом со своей куклой. Все нынешние мастера сцены «Аистёнка» в какой-то степени её ученики, и в работе они всегда ориентируются на первую кукольницу нашего города, на её умение «оживлять» героев сказок. Ведь она представитель той театральной школы, когда в движениях актёра и куклы важна каждая деталь, когда игра на сцене обманывает правду самой жизни и кукольные герои кажутся такими же живыми, как мы с вами. Елена Константиновна не работала – жила в театре. Она и замуж здесь вышла, и дочь родила на гастролях в г. Черемхове.

Уйдя на пенсию, она посвятила время другому своему призванию – рукоделию. И достигла необыкновенного мастерства в вязании тонких вологодских кружев, даже участвовала в различных выставках народных умельцев. О руках кукольников ходят легенды, у Елены Константиновны они поистине золотые.

Каждый живёт в своей сказке: доброй и жестокой, радостной и мрачной, прекрасной и тусклой — разной. Сюжетов в мире не так уж много, но, причудливо переплетаясь в жизни человека, они создают неповторимый узор судьбы. Судьба заслуженной артистки Елены Константиновны Болотовой начиналась не слишком сказочно: родилась она в сложные для страны годы (хотя какие годы для нашей страны несложные?); когда девочке исполнилось 14 лет, началась Великая Отечественная война. Затем тяжелейшие (опять-таки!) послевоенные годы и работа в театре, который более 50 лет не имел собственного здания и мотался по городам и весям необъятной Сибири и Дальнего Востока.

Но есть такие женщины, которые с удивительной чуткостью, несмотря на многочисленные сложности, умеют плести не только узор своей судьбы и своих близких, но и других людей. Именно такие женщины в любом возрасте остаются прекрасными. На сказках Елены Болотовой выросло не одно поколение зрителей, но не верится, что ей исполнилось 80 лет: она, как всегда, молода и очаровательна, её оптимизм и фантазия неистощимы, но самое главное — она была и остаётся очень-очень добрым человеком…

Фото Владимира ДИМАКОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры