издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прецедент под запретом

На минувшей неделе парламент Иркутской области отклонил проект закона о преобразовании Шелехова и района в городской округ. Поворот муниципальной реформы вспять в отдельно взятом регионе натолкнулся на непреодолимое законодательное препятствие. Федеральный закон №131-ФЗ о местном самоуправлении не даёт права создать городской округ, ликвидируя муниципальный район. По мнению одного из экспертов «Конкурента», эта жёсткая норма может «поставить крест» на проекте агломерации Иркутска, Ангарска и Шелехова.

Проект закона «О статусе и границах Шелеховского городского округа» получил рекордное количество отрицательных заключений. Против высказались оба правовых управления – парламентское и администрации области – и прокуратура региона. Юристы полагают, что законопроект «обременён» по крайней мере двумя серьёзными проблемами. У города Шелехова нет генерального плана, необходимого для объединения самостоятельных муниципалитетов в округ, а Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предусматривает ликвидации муниципального района при преобразовании. Федеральный закон вообще не даёт обратного хода муниципальной реформе – то есть возвращение от двухуровневой системы к одноуровневой. При создании городского округа невозможно ликвидировать муниципальный район. Теоретически округ может быть создан только при разделении поселений: часть из них должна войти в состав самого округа, часть – остаться в муниципальном районе или же войти в состав другого района. Но в Шелеховском районе такое разделение невозможно.

Фракция «Единой России» накануне сессии поддержала решение комитета по госстроительству, который рекомендовал принять законопроект, однако прямо на сессии единороссы изменили точку зрения на противоположную. Как сообщил журналистам источник, близкий к руководству «ЕР», первое решение было принято «в порыве эмоций». «К сожалению, закон суров, и мы, помня о воле населения, всё же не смогли пойти против федеральных норм, — заявил лидер фракции «ЕР» Сергей Мутовин. – Возможно, что какие-то прерогативы для территорий типа Шелеховского района должны быть сформулированы федеральным законодателем».

Какую документальную форму должны обрести эти прерогативы, решит рабочая группа под руководством депутата Антона Романова. В неё вошли депутаты Законодательного собрания (ЗС), представители городских и районных властей Шелехова, правоведы. Один из вариантов предложила вице-спикер ЗС Людмила Берлина – сохранив принцип двухуровневой муниципальной системы, дать субъектам право самостоятельно определяться по таким «исключительным» территориям, как Шелехов. Антон Романов полагает, что в ФЗ №131 надо упростить порядок ликвидации районов.

У авторов шелеховского законопроекта остаётся право на внесение аналогичных инициатив, но, как полагает Антон Романов, делать это нецелесообразно. Сроки упущены – с осени начинается муниципальная выборная кампания, и проект натолкнётся на ещё большие юридические препятствия. Сроки деятельности рабочей группы не ограничены. Далее последует законопроект или обращение в Госдуму. Антон Романов не берётся прогнозировать успех этой инициативы в федеральном парламенте. Таким образом, ситуация по Шелехову «повисла» на неопределённый срок.

Между тем депутат Андрей Лавров полагает, что на нынешней сессии «был поставлен окончательный крест на агломерации», так как невозможность создания округа отменяет юридическую основу агломерации. Для её образования требуется соединение городов (или городских округов). Федеральное законодательство не предусматривает объединения в одну структуру муниципальных районов и округов. А при создании иркутской агломерации возникает именно такая ситуация. ФЗ №131 вводит и ограничения на ликвидацию муниципальных районов.

Впрочем, с этим не согласны в Фонде регионального развития Иркутской области. Как заявил глава Фонда Алексей Козьмин, агломерация главным образом предполагает единую программу развития территории и единую схему территориального планирования. Поэтому вопрос развития не зависит от структуры муниципального уровня управления.

В свою очередь старший партнёр АБ «Легат» Вячеслав Плахотнюк заявил, что «ничего нового с правовой точки зрения с агломерацией не случилось». «Она продолжает оставаться экономико-географической реальностью, — заявил эксперт. — Юридическая возможность объединения в единый городской округ нескольких городских поселений на основе 131-го закона нисколько не возросла бы от изменения статуса Шелехова: она была бы столь же спорной».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры