издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Труффальдино, Смеральдина и Ко

Премьерой ТЮЗ закрывает свой 79-й сезон

  • Автор: Лина ИОФФЕ, зав. литчастью Иркутского ТЮЗа

В этом году 300 лет исполняется знаменитому драматургу, реформатору итальянского театра и автору сотен пьес Карло Гольдони. Это событие театр юного зрителя им. А. Вампилова отметил премьерой комедии «Слуга двух господ» в постановке Бориса Горбачевского.

Свой путь на подмостки венецианского театра Гольдони начал в обстановке господства любимой зрителями комедии масок, которая во многом его не устраивала. Разумеется, вытеснить комедию масок со сцены Гольдони не имел возможности, он должен был считаться и со вкусами зрителя, на которого всегда ориентировался, и с привычками актёров. Поэтому, борясь против штампов и бессодержательности комедии масок, Гольдони в то же время осваивал её лучшие достижения.

Комедия «Слуга двух господ» — одно из ранних созданий драматурга. Она появилась в 1745 году и поначалу представляла собой сценарий. Практика написания сценариев, где господствовал принцип импровизации, была распространена в итальянском театре. Лишь через восемь лет Гольдони написал литературный текст комедии. В ней ещё действуют традиционные венецианские маски – Панталоне, Бригелла, Доктор, но они претерпевают изменения, трансформируясь в характеры. Панталоне, к примеру, из похотливого «комического старика» комедии масок превращается в добродушного отца семейства, честного венецианского купца, в чём-то консервативного, но героически отстаивающего своё достоинство.

Сюжет «Слуги двух господ» легко назвать незамысловатым, к тому же смысл комедии полностью соответствует названию. И всё же на протяжении трёх столетий театры снова и снова возвращаются к истории весёлого плута Труффальдино. Шла эта пьеса и на сцене Иркутского ТЮЗа, и на памяти многих – яркая работа в главной роли безвременно ушедшего из жизни актёра Владислава Михайлова.

Режиссёр Борис Сергеевич Горбачевский, заслуженный деятель ис-кусств РФ, тесно работающий с нашим театром уже не первый год, предложил сегодня для постановки именно эту пьесу в известном переводе А.К. Дживелегова. На вопрос, что именно явилось стимулом для этого выбора, Борис Сергеевич сказал: «Я никогда не ставил пьес Гольдони, но желание сделать это зрело во мне давно. Много читал о нём, изучил его дневники и в Иркутск приехал внутренне готовым и к погружению в комедию масок, и к противостоянию ей. Комедия масок очень сильна в мировом искусстве, в русском в том числе. Что такое Чичиков, Плюшкин, Коробочка, Собакевич, как не маски? А «Ревизор» со всей известной его компанией? Что такое, в конце концов, цирк с его трюками и дурачащими нас клоунами?

Всё это пришло из комедии масок. И всюду открыто или подспудно происходит борьба с масками, бунт. А когда идёт бунт – критерии начинают ломаться. У Мольера в «Тартюфе» этот народный бунт угадывается через Дарину, у Бомарше – через Фигаро, в «Слуге двух господ» – через Смеральдину. Везде непременно является герой, который против превращения человека в монстра!

Сегодняшний наш день, конец ХХ – начало XXI веков, как никогда, стыкуется с XIII столетием, «веком мошенников». Мошенничество, или «кто кого обманет», на наших глазах становится основополагающим критерием жизни. Гольдони пронзил время. 300 лет назад он рассказал, что ждёт нас в будущем. В самой развесёлой его комедии угадывается трагическое начало. И сегодня все виртуозные цирковые приёмы, повергающие нас в смех, оказываются вдруг на 28-м месте, а на первый план выходит особое творческое состояние души героя, ощущение праздника жизни, счастья. Поскольку мы имеем дело с драматургом великим, я исхожу из того, что надо выстраивать на сцене не частности, а весь мир драматурга».

В главной роли – обаятельного мошенника Труффальдино – иркутяне увидят Олега Тупицу. В спектакле заняты заслуженный артист РФ Николай Кабанов, Марина Егорова, Алёна Партысь, Николай Кулебякин, Татьяна Чадина, на сцене – почти вся вампиловская труппа. Сценография и костюмы выполнены известным театральным художником из Санкт-Петербурга Валентином Александровым. Оформление спектакля, так же как подобранная Борисом Горбачевским народная итальянская музыка, стилизованная, этнографическая, неотделимы от спектакля и являются его своеобразными действующими лицами, привнося в представление подлинность, ироничность, жизнеутверждающее начало.

5 июля в 18 часов театр им. А. Вампилова ждёт своих первых зрителей на премьеру «Слуги двух господ», которой он закрывает свой 79-й сезон.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры